Соломенные человечки

Искусство спора, логические уловки
и умение им противостоять

Двухдневный тренинг

23–24.02.2019 | сб вс | 11:00–19:00

Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили тренинг

В разговорах и спорах с другими мы часто сталкиваемся с логическими уловками. Вы наверняка слышали или даже произносили что-то подобное:

Ответы такого рода ученые-логики называют «соломенными человечками». Незаметно для вас собеседник переводит разговор в другую плоскость — ту, где вы уже проиграли. Фиктивный аргумент, как соломенное чучело, отвлекает от сути полемики и лишает возможности защитить свою точку зрения.

Как распознавать логические уловки, отличать факт от вымысла и переубеждать других? Этому можно научиться с помощью тренинга InLiberty. В течение двух дней вы прослушаете лекции специалистов по логике и аргументации, примете участие в играх и дебатах и к тому же весело проведете время в хорошей компании.

Вы научитесь


1

Грамотно
формулировать собственные
аргументы

2

Использовать критическое мышление и основы логики, чтобы противостоять манипуляциям

3

Вести дискуссию

и отстаивать свою

позицию 

Программа


23 фев | сб


11.00–12.00 Интро

КАК МЫ ПРИНИМАЕМ РЕШЕНИЯ?

Илья Венявкин

Что мешает нам принимать взвешенные решения? Обсудим, в каких жизненных ситуациях нам нужно использовать логику и почему мы как правило этого не делаем.


12.15–14.00 Дебаты

КАК ПОСТРОИТЬ СИЛЬНЫЙ АРГУМЕНТ? 

Виктор Горбатов

Нам каждый день приходится в чем-нибудь убеждать своих коллег и друзей. Из каких элементов состоит любая аргументация, какие цели она преследует и какими средствами их достигает? Как сделать наши аргументы более убедительными? Как контролировать ход спора?


14.00–15.00 Перерыв на обед


15.00–17.15 Мастер-класс

КАК РАСПОЗНАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ?

Тарас Пащенко

«Техасский стрелок», переход на личности, reductio ad Hitlerum: теория аргументации предлагает список из сотен недобросовестных приемов, которые мы, даже не зная их названий, используем для победы в спорах. Как научиться распознавать логические уловки и не идти у них на поводу?


17.30–18.45 Игра

ДЕБАТЫ В SLOW MOTION

Илья Венявкин, Тарас Пащенко

Спор — анализ — работа над ошибками — спор


18.45–19.00 Фидбэк

ИТОГИ ДНЯ

24 фев | вс


11.00–12.30 Лекция

Q&A: МОЖНО ЛИ ЗАГНАТЬ
ОППОНЕНТА В УГОЛ?

Юлия Горбатова

Как сформулировать вопрос так, чтобы он не был бессмысленным или расплывчатым? Что делать, если ваш оппонент пытается уйти от ответа? Что говорить, если вас пытаются спровоцировать?


12.45–14.00 Игра

ИДЕАЛЬНАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Илья Венявкин

Представим, что вы участник резонансной пресс-конференции. Удастся ли вам сохранить лицо под огнем критики? И сможете ли вы задать по-настоящему острый вопрос и не дать спикеру уйти от ответа?


14.00–15.00 Перерыв на обед


15.00–16.00 Мастер-класс

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ТЫ САМЫЙ УМНЫЙ — ИЛИ 7 СПОСОБОВ ПРОТИВОСТОЯТЬ ДВОРОВОЙ РИТОРИКЕ

Андрей Бабицкий

В публичных спорах нередко возникают ситуации, не соответсвующие канонам высокой риторики. Что, например, отвечать человеку, который говорит: «Поживи с мое», «У меня был один друг» или «Ты что, самый умный?». Как оставаться оратором в ситуации, когда спор рискует перерасти в перепалку?


16.00–17.00 Мастер-класс

ПЕРЕСПОРЬТЕ ДЕМАГОГА

Илья Венявкин, Андрей Бабицкий

Попробуем проверить ваши навыки спора в ситуации, когда ваш оппонент совсем не заинтересован в уважительном и непротиворечивом обмене репликами.


17.15–19.00 Итоги

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ДЕБАТЫ

Илья Венявкин, Тарас Пащенко, Андрей Бабицкий

Итоги курса — в форме дебатов

Как устроено обучение?


Занятия проходят в течение двух дней в группе от 30 до 50 человек. Тренинг состоит из лекционных модулей и, в первую очередь, из игр и дискуссий, которые позволяют не просто узнать новые факты и концепции, а сделать их частью собственного интеллектуального опыта — интерактивные форматы дают возможность отойти от обучения в роли пассивного слушателя и стать полноценным участником и даже куратором своего образовательного процесса.

Участники


Андрей Бабицкий

Журналист, главный редактор проекта «ПостНаука»

Илья Венявкин

Историк, директор образовательных программ InLiberty

Виктор Горбатов

Философ, старший преподаватель Школы философии ВШЭ

Юлия Горбатова

Философ, доцент Школы философии ВШЭ

Тарас Пащенко

Философ, преподаватель и заместитель руководителя Школы философии ВШЭ

Место


Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.

  Столярный переулок, дом 3, корпус 1

Что говорят участники


InLiberty проводит тренинги, летние школы и публичные дискуссии уже много лет. Вот что говорят об этом их участники:

Анна Пестерева

Редактор радио «Коммерсант 93,6»

Тренинг, конечно, не изменил мою жизнь, но точно сместил фокус зрения на нее. Теперь я обращаю внимание на вещи, которые раньше не замечала, отмечаю логические ошибки у себя и своих знакомых, вижу попытки манипулировать и жульничать в споре — и стараюсь так не делать. Всякий раз радуюсь, когда могу применить новые знания на практике. И это происходит чаще, чем могло бы показаться.

Наталья Рыжова

Директор по коммуникациям банка «Открытие»

Тренинг, после которого еще несколько дней пытаешься переварить все услышанное и волей-неволей начинаешь по-новому воспринимать даже обычные, ежедневные коммуникации. 

Владимир Цукор

Владелец чайного магазина Tea Corner 

Не без нареканий, но в целом — отличные ребята, которые делают очень хорошее и нужное дело — и делают его весьма неплохо. Если бы таких тренингов было больше, и на них был бы спрос, как на курсы «ведических женщин», личностного роста или «осознанных сновидений», — то, возможно, в нашей стране все было бы иначе.