Второе

мнение

Введение в медицинскую этику

Курс Евгения Таратухина

13 фев — 12 марта | чт | 19:00–21:30

13 фев — 12 марта | чт | 19:00–21:30

Есть ли в медицине меньшее зло? Может ли врач обманывать пациента? Как взвесить риски врачебного решения? Этические вопросы встают перед врачом так же часто, как вопросы о диагнозе и назначениях, то есть каждый день, но отвечать на них в медицинских институтах вряд ли научат. И это понятно: этика — это не набор правил, но способ думать. Что должен знать об этике современный врач? И что о медицинской этике должен знать современный пациент?

   

Куратор


Евгений Таратухин

Врач, психолог, журналист, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по биоэтике и международному медицинскому праву в Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И. Пирогова

«Будучи такой же древней, как само человечество, и одновременно необычайно молодой, передовой и высоконаучной, медицина все время сталкивается с дилеммами, выходящими далеко за ее непосредственные компетенции. Все время своего существования медицина учится отвечать на философские вопросы — вопросы о судьбе, предопределенности, свободе воли, достойном поведении и возможности зла во благо. Давайте разберемся, что такое медицинская этика и как соединить медицину и философию в кабинете врача»

Вы научитесь


1

Различать этику и прагматику и смотреть на мир с этической точки зрения

2

Понимать, как устроены сложные медицинские дилеммы и их решения

3

Работать в команде, формулировать и отстаивать собственную позицию

Как устроено обучение?


Курс проходит в группе от 30 до 50 человек и состоит из лекционных модулей, а также игр и дискуссий, которые позволяют не просто узнать новые факты и концепции, а сделать их частью собственного интеллектуального опыта — интерактивные форматы дают возможность отойти от обучения в роли пассивного слушателя и стать полноценным участником и даже куратором своего образовательного процесса.

Программа


1

13 фев | чт

19.00–19.50 Интро

КЛЯТВА ГИППОКРАТА

Что врач должен пациенту — и чего не должен; что может — а чего не может? В вводной лекции рассмотрим биосоциальную природу человека, здоровья и болезни — и на этой основе оценим могущество и слабость современной научной медицины. Скажем несколько слов о медицине в более широком контексте, нежели только научном.

20.00–21.30 Дискуссия

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ЛЕЧЕНИЕ?

Рассмотрим меру ответственности здравоохранения и самого человека за сохранение здоровья и появление болезней. Есть ли здесь место судьбе или же все — вопрос закономерности? Обсудим главный этический вопрос здравоохранения: за чей счет должен лечиться человек? Рассмотрим примеры различных моделей здравоохранения из разных стран.


2

20 фев | чт

19.00–19.50 Лекция

ВВЕДЕНИЕ В ЭТИКУ

С каких точек зрения можно говорить о категориях «правильного» и «неправильного», «хорошего» и «плохого»? От чего зависит выбор такой точки зрения? 

20.00–21.30 Дискуссия

ЭТИКА И ЗАКОН

Как устроен этический кодекс современного врача? Как поступать в случае конфликта убеждений или интуиции — и формальных правил? Как формализована этика в законах? 


3

27 фев | чт

19.00–21.30 Дискуссия

СЛУЖЕНИЕ И УСЛУГА

Работа врача — служение или услуга? Как менялось общественное положение врача в исторической перспективе? Что такое «лечить не болезнь, но больного» и «лечить словом»? Как врач должен отвечать на сложные вопросы больному и самому себе — и есть ли разница между этими ответами? Поговорим об этом с Еленой Полевиченко, главным внештатным специалистом Минздрава РФ по детской паллиативной помощи.


4

5 марта | чт

19.00–19.50 Лекция

КОМПЛАЕНТНОСТЬ

От чего зависит приверженность пациента к лечению и его способность к модификации образа жизни? Почему это является проблемой врача и в чем заключается здесь его этический выбор? Как разговаривать с больным и как его информировать?

20.00–21.30 Дискуссия

МЕДИЦИНА И ОБЩЕСТВО

Как живется врачу в современной культуре? Что такое хелсизм? Как устроен образ врача в современных  масс-медиа, сериалах, социальных сетях — и как это влияет на представление пациентов о медицине?


5

12 марта | чт

19.00–21.30 Кейс-стади

ДЕНЬ В БОЛЬНИЦЕ

Интуиция, опыт, знания, убеждения и правила — на что и в каком случае опираться, чем руководствоваться — и как отличать друг от друга? Разберем с этой точки зрения сложные и неоднозначные ситуации из практики участников курса. Гость — практикующий кардиолог-реаниматолог Павел Адамов.

Место


Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.

  Москва, Столярный переулок, дом 3к1

Что говорят участники


InLiberty проводит тренинги, летние школы и публичные дискуссии уже много лет. Вот что говорят об этом их участники:

Екатерина Родионова

Младший клинический исследователь в фармацевтической компании Sanofi

Впервые познала удовольствие обучения для себя. Оказалось, что и лекции записываются, и домашку готовить интересно, и новых занятий с трепетом ждешь.

Ксения Плетнер

Независимый консультант, экс-руководитель направления подготовки персонала Microsoft

Я убеждена, что если во время учебы ученик не меняется сам, а просто закачивает в себя материал, то все было зря. Эта трансформация происходит только в контакте с другими людьми. В пространстве InLiberty собираются именно такие крутые учителя и ученики, вступая в перекрестное опыление с которыми, я действительно ухожу с курса другой.

Ирина Солдатенкова

Старший менеджер по диджитал дистрибуции The Walt Disney Company CIS

Современная и интересная подача, хорошая дружественная атмосфера, незаурядные образовательные темы. Получила огромный объем знаний буквально за несколько лекций, на которые ушли бы годы самостоятельного изучения.