Китайская комната


Двухдневный тренинг
 навыков абстрактного мышления 
и аргументации

6–7 апреля | сб вс | 11:00–19:00

Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили курс

10

ЗАНЯТИЙ С ФИЛОСОФОМ,
ЛОГИКОМ, НАУЧНЫМ ЖУРНАЛИСТОМ  И ИСТОРИКОМ

Вы научитесь использовать главные открытия наук о человеке и обществе в своей повседневной жизни

18

ЧАСОВ НАСТОЯЩЕГО
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Вы научитесь мыслить без стереотипов, различать логику и интуицию и разбираться в собственных ценностях

50

НОВЫХ ЗНАКОМСТВ
С ИНТЕРЕСНЫМИ
ЛЮДЬМИ

Вы научитесь работать в группе, формулировать и отстаивать собственную позицию и слушать других

玛丽的

房间

玛丽的

恶魔

«Китайская комната» — это знаменитый мысленный эксперимент философа Джона Сёрла. Вообразив несложную гипотетическую ситуацию, он разрешил вопрос, на который не могли ответить естественно-научные исследования: может ли компьютер думать? Ответ: не может.

手推车

房间

房间

手推车

困境

В обычной жизни мы часто ведем себя не как человек, а как компьютер: мы принимаем решения, опираясь на стереотипы, и довольствуемся готовыми объяснениями.

玛丽的

房间

邪恶的

恶魔

Но как в полной мере использовать то, что отличает нас от компьютера? Как мыслить нестандартно и создавать новое, как убеждать других в своей правоте и как использовать абстрактное мышление и эмоции, чтобы решать практические задачи? Этому могут научить мысленные эксперименты — воображаемые ситуации, исход которых позволяет получить ответы на сложные вопросы.

手推车

困境

有缺陷的

瞬移设备

Платон, Галилей, Эйнштейн и многие другие ученые и философы ставили мысленные эксперименты: некоторые из них стали классическими, и человечество постоянно возвращается к их результатам. Мысленный эксперимент — кратчайший путь к решению задач самого разного свойства, будь то нравственная дилемма, выбор бизнес-стратегии или научная проблема.

困境

Как устроено обучение


Занятия проходят в течение двух дней в группе от 30 до 50 человек. Тренинг состоит из лекционных модулей и, в первую очередь, из игр и дискуссий, которые позволяют не просто узнать новые факты и концепции, а сделать их частью собственного интеллектуального опыта — интерактивные форматы дают возможность отойти от обучения в роли пассивного слушателя и стать полноценным участником и даже куратором своего образовательного процесса. Вот как это было раньше:

Программа


6 апреля | сб

КАК ДУМАТЬ О CЛОЖНОМ?

10:30–11:00

Сбор участников

11:00–12:00

Intro

ДИЛЕММА ВАГОНЕТКИ

ЗАЧЕМ НУЖНЫ МЫСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ?

Илья Венявкин

12:15–13:00

Кейс-стади

КИТАЙСКАЯ КОМНАТА

КАК МЫСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ЗАДЕЙСТВУЮТ НАШУ ИНТУИЦИЮ?

Эксперимент Джона Сёрла

Кирилл Мартынов

13:00–13:45

Кейс-стади

ЖУК В КОРОБКЕ

ПОЧЕМУ ДЛЯ МЫСЛЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ВАЖНЫ СЛОВА?

Эксперимент Людвига Витгенштейна

Анна Винкельманн

13:45–14:30

Кейс-стади

ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННОГО

МОГУТ ЛИ МЫСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ВЛИЯТЬ НА ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА?

Эксперимент Альберта Такера

Андрей Бабицкий

14:30–15:30

Перерыв на обед

15:30–16:30

Практика

КАК ПРИДУМАТЬ МЫСЛЕННЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ?

Тарас Пащенко

16:30–17:30

Разработка мысленного эксперимента

17:30–19:00

Презентация и дискуссия



7 апреля | вс

КАК ВООБРАЗИТЬ НЕВООБРАЗИМОЕ?

11:00–12:00

Intro

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?

Илья Венявкин

12:15–13:00

Кейс-стади

ЛОЖНАЯ СЛЕПОТА

КАК СОЗДАВАТЬ ВЫМЫШЛЕННЫЕ МИРЫ?

Кирилл Мартынов

13:00–13:45

Кейс-стади

НАРНИЙСКИЙ ШКАФ

МОЖЕТ ЛИ ЯЗЫК ИЗМЕНИТЬ РЕАЛЬНОСТЬ?

Анна Винкельманн

13:45–14:30

Кейс-стади

ВЛАСТЬ НАРОДА

ПОЧЕМУ МЫ НЕ МОЖЕМ ЖИТЬ БЕЗ ПОЛЕЗНЫХ ФИКЦИЙ?

Андрей Бабицкий

14:30–15:30

Перерыв на обед

15:30–16:30

Практика

АЛЬТЕРНАТИВА

КАК ПРИДУМЫВАТЬ НОВОЕ?

Тарас Пащенко

16:30–17:30

Игра

ПРИДУМАЙ НОВЫЙ МИР

Тарас Пащенко

17:30–19:00

Итоговая дискуссия


Тренеры


Андрей Бабицкий

Журналист, главный редактор проекта «ПостНаука»

Илья Венявкин

Историк, директор образовательных программ InLiberty

Анна Винкельман

Преподаватель Школы философии Высшей школы экономики

Кирилл Мартынов

Философ, доцент Высшей школы экономики, постоянный автор «Новой газеты»

Тарас Пащенко

Философ, преподаватель и заместитель руководителя Школы философии ВШЭ

Место


Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.

  Столярный переулок, 3, корпус 1, этаж 2

Участники


InLiberty проводит тренинги уже несколько лет. Вот что говорят об этом их участники:

Юлия Зинкевич

Куратор проекта «Приметы Городов», генеральный директор агентства «Правила Общения»

Два дня интенсивного «думания» и краткий курс философии, построенный на принципах ведения дискуссии. Самый актуальный навык — сверять свою систему ценностей с тем, во что верит собеседник, иначе с ним трудно будет договориться даже о базовых вещах.

Екатерина Шубина

Комплаенс-менеджер, PayPal

Это первый тренинг в моей жизни, поэтому шла без особых ожиданий, как чистый лист. Но InLiberty меня поразили! Это же надо так любить философию и свое дело, чтобы умудриться вовлечь столько людей, совершенно разных — из разных профессий, разных темпераментов, разных кругов. Интереснейшие участники, у которых есть чему поучиться. За два дня узнала больше, чем за год изучения философии в университете. Но главное — это эффект, который по нарастающей накрывает в течение длительного времени после занятий: раскрепощение, четкая линия мыслей и аргументации, желание узнавать и познавать.

Владимир Цукор

Владелец чайного магазина Tea Corner

Не без нареканий, но в целом — отличные ребята, которые делают очень хорошее и нужное дело — и делают его весьма неплохо. Если бы таких тренингов было больше, и на них был бы спрос, как на курсы «ведических женщин», личностного роста или «осознанных сновидений», — то, возможно, в нашей стране все было бы иначе.

_