Docu­fiction


Мастерская Николая В. Кононова

Как написать книгу о прошлом?

05.08–16.09.2018 | вс | 18:00

7 занятий, 28 ак. часов, 14 500 руб.

Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили мастерскую

Тема памяти сегодня едва ли не главная. Еще не осмысленный опыт ХХ века, связанные с этим опытом травмы, естественное стремление начать жизнь с чистого листа, полностью минуя все, что было до того, — это сюжеты, которые требуют не только публичного разговора, но и личного отношения. Как работать с историческим материалом в литературе? Как рассказывать сюжеты из прошлого века сегодня? Мы будем искать ответ, работая над текстами в жанре docufiction — художественной литературы, написанной, однако, строго на документальной основе, с точной реконструкцией.

Куратор


«Это мастерская для журналистов, писателей, историков, антропологов, социологов, исследователей и всех тех, кто интересуется проблемой памяти в России. Мы научимся проектировать и писать очерк, рассказ или книгу на документальной основе так, чтобы сделать историю глубокой, оригинальной и выразительной. Вы приносите тему, материал или идею, раз в неделю мы собираемся и обсуждаем проекты одного-двух участников — а также разбираем с приглашенными гостями-экспертами все этапы и нюансы работы над длинным текстом о прошлом»

Николай В. Кононов

Журналист, редакционный директор «Секрета фирмы», писатель, автор книг «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля» (шорт-лист НОС, 2012), «Код Дурова» (лонг-лист НОС, 2013) и пособия «Автор, ножницы, бумага: Как быстро писать впечатляющие тексты»

Зачем все это?


1

У вас есть материал, который вы хотели бы превратить в популярную книгу?

Мы расскажем, как это можно сделать. Фокус на XX веке, но это не жесткое требование

2

Вас интересует работа с документальными источниками?

Мы попробуем вместе изобрести новые способы рассказывать о прошлом

3

Вы хотите научиться писать для широкой аудитории?

Мы покажем, как это можно делать, и познакомим с теми, кто занимается этим профессионально

Гости


Ксения Леонова

Репортёр, лауреат премии «Редколлегия»

Илья Венявкин

Историк, директор образовательных программ InLiberty

Евгений Гурков / OpenSpace

Дмитрий Голубовский

Историк, автор приложения Timebound, в прошлом — главный редактор Arzamas и Esquire

Михаил Калужский

Драматург, автор документальных пьес «Восстание», «Груз молчания», «Я Анна и Хельга» и «Второй акт. Внуки» в соавторстве с А. Поливановой

Юлия Дудкина

Журналист, автор очерков, связанных с темой исторической памяти

Глеб Морев

Литературный критик, редактор Colta.ru, писатель

Дарья Черкудинова

Главный редактор журнала «Секрет фирмы»

Программа


Каждое занятие в мастерской состоит из двух частей: первая часть будет состоять из обсуждения тем, синопсисов и текстов нескольких участников и общей дискуссии; во второй части — разговор с приглашенным гостем


1

5 августа | вс | 15:00–18:00

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА

Сверхидея, язык, типичные ловушки и другие законы docufiction: что отличает работу с текстом по мотивам документальных источников? Рассказывает репортёр, лауреат премии «Редколлегия» Ксения Леонова

2

12 августа | вс | 18:00–21:00

НАЗАД, В АРХИВЫ

Вы решили написать текст — где искать материал, как выбирать жанр и способ рассказа? Сооснователь проекта «Прожито» Илья Венявкин объяснит, как работать с дневниками и другими эго-документами

3

19 августа | вс | 18:00–21:00

МЕЖДУЖАНРЬЕ

Как придумывать для истории оригинальный жанр? Как вырастить из книги арт- или мультимедиа-проект? Обсудим с автором приложения Timebound, экс-главным редактором Arzamas и Esquire Дмитрием Голубовским

4

26 августа | вс | 18:00–21:00

ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

Как строить структуру истории, исходя из имеющегося материала? Как писать диалоги и монологи по документальным источникам? Рассказывает автор документальных пьес «Восстание», «Внуки. Второй акт», «Груз молчания», «Я Анна и Хельга» Михаил Калужский

5

2 сентября | вс | 18:00–21:00

ЛОВУШКИ ДЛЯ DOCUFICTION

Как погружаться в разные эпохи и языковые среды? Как считывать исторический контекст и передавать приметы эпохи в своем тексте? Секретами поделится автор очерков, связанных с темой исторической памяти Юлия Дудкина

6

9 сентября | вс | 18:00–21:00

СЕКРЕТЫ ИНТЕРВЬЮ

Многоголосие как портрет: от интервью к книге. Встреча с автором «Диссидентов» Глебом Моревым

7

16 сентября | вс | 18:00–21:00

РЕДАКТУРА

Как и когда брать острую бритву и резать себя? Искусство (авто)редактуры в одном уроке с журналистом и редактором Дарьей Черкудиновой

Место


Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.

  Столярный пер., 3 корпус 1, 2 эт.

Что говорят участники семинаров Кононова


Михаил Левин

Журналист

Я работал с Николаем в журнале Forbes и на курс попал, потому что было интересно, что он делает, — захотелось потащить на занятия своих сотрудников. Занятия у нас проходили так: сначала лекция, затем семинарная часть, где все обсуждали материалы друг друга, задавали вопросы и решали, как наши тексты нужно изменить. Чтобы быть хорошим писателем, нужен вкус к историям, но, в отличие от журналистики, здесь истории должны быть длиннее и у них должна быть сверхидея.

Владимир Раевский

Ведущий телеканала «Москва-24»

О курсах писательского мастерства я узнал от самого Николая Кононова. У Николая есть дар литературного психотерапевта — он задает будущему автору такие вопросы, что у того довольно быстро начинает проясняться в голове, чего же он на самом деле хочет. Это очень интересно наблюдать, особенно если у человека в голове сначала одна, а к концу обсуждения другая концепция книги.

Олег Кашин

Публицист, постоянный автор Republic

Я боюсь длинных текстов и если бы решил всерьез бороться с этим страхом, то позвал бы Кононова. Учиться нужно у того, кто умеет сам. Кононов умеет, я читаю его много лет и уверен в нем как в себе.