Docu­fiction


Мастерская Николая В. Кононова

Как написать книгу о прошлом?

8 занятий | 32 ак. часа | 14 500 руб.

Тема памяти сегодня едва ли не главная. Еще не осмысленный опыт ХХ века, связанные с этим опытом травмы, естественное стремление начать жизнь с чистого листа, полностью минуя все, что было до того, — это сюжеты, которые требуют не только публичного разговора, но и личного отношения. Как работать с историческим материалом в литературе? Как рассказывать сюжеты из прошлого века сегодня? Мы будем искать ответ, работая над текстами в жанре docufiction — художественной литературы, написанной, однако, строго на документальной основе, с точной реконструкцией.

Куратор


«Это мастерская для журналистов, писателей, историков, антропологов, социологов, исследователей и всех тех, кто интересуется проблемой памяти в России. Мы научимся проектировать и писать очерк, рассказ или книгу на документальной основе так, чтобы сделать историю глубокой, оригинальной и выразительной. Вы приносите тему, материал или идею, раз в неделю мы собираемся и обсуждаем проекты одного-двух участников — а также разбираем с приглашенными гостями-экспертами все этапы и нюансы работы над длинным текстом о прошлом»

Николай В. Кононов

Журналист, редакционный директор «Секрета фирмы», писатель, автор книг «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля» (шорт-лист НОС, 2012), «Код Дурова» (лонг-лист НОС, 2013) и пособия «Автор, ножницы, бумага: Как быстро писать впечатляющие тексты»

Зачем все это?


1

У вас есть материал, который вы хотели бы превратить в популярную книгу?

Мы расскажем, как это можно сделать. Фокус на XX веке, но это не жесткое требование

2

Вас интересует работа с документальными источниками?

Мы попробуем вместе изобрести новые способы рассказывать о прошлом

3

Вы хотите научиться писать для широкой аудитории?

Мы покажем, как это можно делать, и познакомим с теми, кто занимается этим профессионально

Гости


Михаил Мельниченко

Историк, руководитель проекта «Прожито»

Мария Степанова

Поэт и писатель, главный редактор Colta.Ru, автор книги «Памяти памяти» и др.

Сергей Лебедев

Журналист, писатель, автор романа «Предел забвения»

Александра Поливанова

Переводчик, куратор культурных программ Международного правозащитного общества «Мемориал»

Илья Венявкин

Историк, директор образовательных программ InLiberty

Николай Эппле

Переводчик, журналист, постоянный автор газеты «Ведомости»

Олеся Герасименко

Журналист, автор книги «Неединая Россия»

Программа


Каждое занятие в мастерской состоит из двух частей: первая часть будет состоять из обсуждения тем, синопсисов и текстов нескольких участников и общей дискуссии; во второй части — разговор с приглашенным гостем


1

13 мая | вс | 18:00–21:00

ПОИСК ГЕРОЯ

Вы решили написать текст — где искать материал, как выбирать жанр и способ рассказа? Основатель проекта «Прожито» Михаил Мельниченко расскажет, как работать с дневниками и другими источниками

2

20 мая | вс | 18:00–21:00

ПАМЯТИ ПАМЯТИ

Что делать, если ваш герой давно умер? Как написать текст, посвященный истории семьи или конкретной эпохе? Встретимся с Марией Степановой и обсудим, как сделана ее знаменитая книга о прошлом

3

27 мая | вс | 18:00–21:00

НАЗАД, В АРХИВЫ

Как искать историю в семейных легендах и архивных документах? Как пользоваться архивами и как понять, что важно и не важно для вашего исследования? Опытом поделится писатель Сергей Лебедев, чьи семейные саги переведены на 17 языков

4

3 июня | вс | 18:00–21:00

ТЕКСТ И КОНТЕКСТ

Как погружаться в разные эпохи и языковые среды? Как считывать исторический контекст и передавать приметы эпохи в своем тексте? Обсуждаем с Александрой Поливановой

5

10 июня | вс | 18:00–21:00

МЕЖДУЖАНРЬЕ

Как придумывать для истории оригинальный жанр? Как вырастить из книги арт- или мультимедиа-проект? Обсудим с культурологом и журналистом Николаем Эппле 

6

17 июня | вс | 18:00–21:00

ЛОВУШКИ ДЛЯ DOCUFICTION

Сверхидея, язык, типичные ловушки и другие законы docufiction: что отличает работу с текстом по мотивам документальных источников? Рассказывает историк Илья Венявкин

7

24 июня | вс | 18:00–21:00

РЕДАКТУРА

Как и когда брать острую бритву и резать себя? Искусство (авто)редактуры в одном уроке с журналистом и автором книги «Неединая Россия» Олесей Герасименко

8

1 июля | вс | 18:00–21:00

ИТОГИ

Участники мастерской представят итоги работы над своими проектами экспертам — издателю, основателю книжного сервиса Ridero Александру Гаврилову, главному редактору журнала «Секрет фирмы» Дарье Черкудиновой, главному режиссеру Театра.doc Анастасии Патлай и шеф-редактору отдела «Литература» Colta.ru Глебу Мореву

Место


Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.

  Столярный пер., 3 корпус 1, 2 эт.

Что говорят участники предыдущих семинаров Кононова


Михаил Левин

Журналист

Я работал с Николаем в журнале Forbes и на курс попал, потому что было интересно, что он делает, — захотелось потащить на занятия своих сотрудников. Занятия у нас проходили так: сначала лекция, затем семинарная часть, где все обсуждали материалы друг друга, задавали вопросы и решали, как наши тексты нужно изменить. Чтобы быть хорошим писателем, нужен вкус к историям, но, в отличие от журналистики, здесь истории должны быть длиннее и у них должна быть сверхидея.

Владимир Раевский

Ведущий телеканала «Москва-24»

О курсах писательского мастерства я узнал от самого Николая Кононова. У Николая есть дар литературного психотерапевта — он задает будущему автору такие вопросы, что у того довольно быстро начинает проясняться в голове, чего же он на самом деле хочет. Это очень интересно наблюдать, особенно если у человека в голове сначала одна, а к концу обсуждения другая концепция книги.

Олег Кашин

Публицист, постоянный автор Republic

Я боюсь длинных текстов и если бы решил всерьез бороться с этим страхом, то позвал бы Кононова. Учиться нужно у того, кто умеет сам. Кононов умеет, я читаю его много лет и уверен в нем как в себе.