Docu­fiction


Мастерская Николая В. Кононова

Как написать книгу о прошлом?

13 мая — 1 июля | вс | 18:00

8 занятий, 32 ак. часа

Тема памяти сегодня едва ли не главная. Еще не осмысленный опыт ХХ века, связанные с этим опытом травмы, естественное стремление начать жизнь с чистого листа, полностью минуя все, что было до того, — это сюжеты, которые требуют не только публичного разговора, но и личного отношения. Как работать с историческим материалом в литературе? Как рассказывать сюжеты из прошлого века сегодня? Мы будем искать ответ, работая над текстами в жанре docufiction — художественной литературы, написанной, однако, строго на документальной основе, с точной реконструкцией.

Куратор


«Это мастерская для журналистов, писателей, историков, антропологов, социологов, исследователей и всех тех, кто интересуется проблемой памяти в России. Мы научимся проектировать и писать очерк, рассказ или книгу на документальной основе так, чтобы сделать историю глубокой, оригинальной и выразительной. Вы приносите тему, материал или идею, раз в неделю мы собираемся и обсуждаем проекты одного-двух участников — а также разбираем с приглашенными гостями-экспертами все этапы и нюансы работы над длинным текстом о прошлом»

Николай В. Кононов

Журналист, редакционный директор «Секрета фирмы», писатель, автор книг «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля» (шорт-лист НОС, 2012), «Код Дурова» (лонг-лист НОС, 2013) и пособия «Автор, ножницы, бумага: Как быстро писать впечатляющие тексты»

Зачем все это?


1

У вас есть материал, который вы хотели бы превратить в популярную книгу?

Мы расскажем, как это можно сделать. Фокус на XX веке, но это не жесткое требование

2

Вас интересует работа с документальными источниками?

Мы попробуем вместе изобрести новые способы рассказывать о прошлом

3

Вы хотите научиться писать для широкой аудитории?

Мы покажем, как это можно делать, и познакомим с теми, кто занимается этим профессионально

Гости


Михаил Мельниченко

Историк, руководитель проекта «Прожито»

Мария Степанова

Поэт и писатель, главный редактор Colta.Ru, автор книги «Памяти памяти» и др.

Сергей Лебедев

Журналист, писатель, автор романа «Предел забвения»

Леонид Юзефович

Писатель и сценарист, историк, автор книг «Зимняя дорога», «Самодержец пустыни» и др.

Юрий Сапрыкин

Журналист, публицист, культуролог, руководитель образовательного проекта «Полка»

Николай Эппле

Переводчик, журналист, постоянный автор газеты «Ведомости»

Олеся Герасименко

Журналист, автор книги «Неединая Россия»

Программа


Каждое занятие в мастерской состоит из двух частей: первая часть будет состоять из обсуждения тем, синопсисов и текстов нескольких участников и общей дискуссии; во второй части — разговор с приглашенным гостем


1

13 мая | вс | 18:00–21:00

ПОИСК ГЕРОЯ

Вы решили написать текст — где искать материал, как выбирать жанр и способ рассказа? Основатель проекта «Прожито» Михаил Мельниченко расскажет, как работать с дневниками и другими источниками

2

20 мая | вс | 18:00–21:00

ПАМЯТИ ПАМЯТИ

Что делать, если ваш герой давно умер? Как написать текст, посвященный истории семьи или конкретной эпохе? Встретимся с Марией Степановой и обсудим, как сделана ее знаменитая книга о прошлом

3

27 мая | вс | 18:00–21:00

НАЗАД, В АРХИВЫ

Как искать историю в семейных легендах и архивных документах? Как пользоваться архивами и как понять, что важно и не важно для вашего исследования? Опытом поделится писатель Сергей Лебедев, чьи семейные саги переведены на 17 языков

4

3 июня | вс | 18:00–21:00

ТЕКСТ И КОНТЕКСТ

Как погружаться в разные эпохи и языковые среды? Как считывать исторический контекст и передавать приметы эпохи в своем тексте? Обсуждаем с автором «Самодержца пустыни» и «Зимней дороги» Леонидом Юзефовичем

5

10 июня | вс | 18:00–21:00

МЕЖДУЖАНРЬЕ

Как придумывать для истории оригинальный жанр? Как вырастить из книги арт- или мультимедиа-проект? Обсудим с публицистом, редактором и духом времени Юрием Сапрыкиным

6

17 июня | вс | 18:00–21:00

ЛОВУШКИ ДЛЯ DOCUFICTION

Сверхидея, язык, типичные ловушки и другие законы docufiction: что отличает работу с текстом по мотивам документальных источников? Рассказывает культуролог и журналист Николай Эппле

7

24 июня | вс | 18:00–21:00

РЕДАКТУРА

Как и когда брать острую бритву и резать себя? Искусство (авто)редактуры в одном уроке с журналистом и автором книги «Неединая Россия» Олесей Герасименко

8

1 июля | вс | 18:00–21:00

ИТОГИ

Участники мастерской представят итоги работы над своими проектами экспертам — издателю, основателю книжного сервиса Ridero Александру Гаврилову, главному редактору журнала «Секрет фирмы» Дарье Черкудиновой, главному режиссеру Театра.doc Анастасии Патлай и шеф-редактору отдела «Литература» Colta.ru Глебу Мореву

Место


Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.

  Столярный пер., 3 корпус 1, 2 эт.

Что говорят участники предыдущих семинаров Кононова


Михаил Левин

Журналист

Я работал с Николаем в журнале Forbes и на курс попал, потому что было интересно, что он делает, — захотелось потащить на занятия своих сотрудников. Занятия у нас проходили так: сначала лекция, затем семинарная часть, где все обсуждали материалы друг друга, задавали вопросы и решали, как наши тексты нужно изменить. Чтобы быть хорошим писателем, нужен вкус к историям, но, в отличие от журналистики, здесь истории должны быть длиннее и у них должна быть сверхидея.

Владимир Раевский

Ведущий телеканала «Москва-24»

О курсах писательского мастерства я узнал от самого Николая Кононова. У Николая есть дар литературного психотерапевта — он задает будущему автору такие вопросы, что у того довольно быстро начинает проясняться в голове, чего же он на самом деле хочет. Это очень интересно наблюдать, особенно если у человека в голове сначала одна, а к концу обсуждения другая концепция книги.

Олег Кашин

Публицист, постоянный автор Republic

Я боюсь длинных текстов и если бы решил всерьез бороться с этим страхом, то позвал бы Кононова. Учиться нужно у того, кто умеет сам. Кононов умеет, я читаю его много лет и уверен в нем как в себе.