Что делать?


Пять сложных решений в русской истории

Курс Михаила Велижева и Тимура Атнашева

26 мая — 30 июня | сб | 16:00–20:00

5 занятий, 17 ак. часов, 6000 руб.

История из школьного учебника — это линейное повествование, которое не позволяет свободного толкования, между тем, историю творят люди, такие же, как мы. Какие мотивы и ситуации определяют исход больших исторических событий? Какие идеи и тексты вдохновляют их действующих лиц? И что было бы, если бы на их месте оказались вы? Представим себя в роли героев пяти главных кризисов российской истории и разберемся, как они были устроены и что лично нам может дать это знание.

Кураторы


«Мы предлагаем вам курс из пяти занятий, каждое из которых будет посвящено обсуждению одного исторического решения, принятого в России в XIX и ХХ веках. Вам предстоит понять, что происходило в каждой из этих кризисных точек, как думали и принимали решения герои событий и что они могли бы сделать иначе. Чтобы сделать разговор о каждом событии объемным, мы не только восстановим их ближайший исторический контекст, но и посмотрим на них через призму классических работ по политической философии, психологии, поведенческой экономики и теории игр»

Тимур Атнашев

Cтарший научный сотрудник Центра публичной политики и государственного управления РАНХиГС

Михаил Велижев

Профессор Школы филологии Высшей школы экономики

Вы научитесь


1

Анализировать события прошлого с точки зрения их главных действующих лиц, понимать мотивы решений и значение исторического контекста

2

Оценивать кризисную ситуацию в ее полноте и предсказывать логику поведения и аргументации ее участников

3

Искать подход к решению сложных задач в команде, добиваться компромисса и договариваться

Программа


1

26 мая | сб | 16:00

РЕФОРМА: АЛЕКСАНДР II ОТМЕНЯЕТ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

Что нужно, чтобы радикально изменить социальный уклад общества, в котором ты живешь? Чьей инициативой была отмена крепостного права — Александра II, бюрократии, дворянства или крестьянства? Почему крестьян освободили без земли, были ли другие возможности и идеи и, если были, то почему выбор не пал на них? Зачем итоговую редакцию Манифеста об отмене крепостного права доверили митрополиту Филарету и каким образом восприняли Манифест крестьяне? И как на месте реформаторов поступили бы вы?

2

2 июня  | сб | 16:00

ПРОТЕСТ: ПРИСЯЖНЫЕ ОПРАВДЫВАЮТ ВЕРУ ЗАСУЛИЧ

Где проходят границы общественного протеста и можно ли оправдать покушение на убийство? 12 апреля 1878 года суд присяжных оправдал террористку Веру Засулич, тяжело ранившую петербургского губернатора Трепова. Почему тяжелое уголовное преступление было единогласно оправдано судом присяжных, и этот вердикт поддержали председатель суда и общественное мнение? Как сочетаются этика и закон? И как на месте присяжных поступили бы вы?

3

16 июня | сб | 16:00

РЕВОЛЮЦИЯ: ЛЕНИН РЕШАЕТСЯ НА ВОССТАНИЕ

Как выбирают момент для восстания? В начале 1917 года Ленин считал, что у революции в России нет никаких перспектив, а уже в октябре ему пришлось убеждать других большевиков, что время пришло. Как в историческом решении сочетаются риски и расчет? Произошла бы революция, если бы Ленина не было? И как на месте большевиков поступили бы вы?

4

23 июня | сб | 16:00

КОНФЛИКТ: ХРУЩЕВ ПРОВОЦИРУЕТ КАРИБСКИЙ КРИЗИС

Как без потерь выйти из неразрешимого конфликта? В октябре 1962 года США узнали, что СССР разместил на Кубе ядерные ракеты. Американская территория оказалась под ударом, и Белый дом начал обдумывать военную операцию, однако она неминуемо привела бы к ответным действиям Кремля. Через 13 дней стороны договорились о вывозе советских ракет с Кубы в обмен на вывоз американских ракет из Турции, и кризис был разрешен. Как рассчитать удар и не загнать противника в угол? Может ли компромисс быть победой, а не демонстрацией слабости? И как на месте лидеров США и СССР поступили бы вы?

5

30 июня | сб | 16:00

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ: ГОРБАЧЕВ СОЗЫВАЕТ СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

Можно ли поделиться властью, чтобы укрепить ее? В 1988 году Горбачев принял решение о созыве Съезда народных депутатов, выборного органа власти, ставшего, по сути, первым парламентом в истории СССР. Целью Горбачева было ослабить партийную вертикаль власти, сопротивлявшуюся реформам перестройки, но в итоге спустя три года Горбачев был вынужден сам уйти в отставку. Какими мотивами руководствовался Горбачев и его ближайшие соратники в 1988 году? Как они оценивали перспективы своей инициативы? И как на их месте поступили бы вы?

Место


Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.

  Столярный пер., 3 корпус 1, 2 эт.

Участники


InLiberty проводит тренинги, летние школы и публичные дискуссии уже много лет. Вот что говорят об этом их участники:

Наталья Рыжова

Директор по коммуникациям банка «Открытие»

Тренинг, после которого еще несколько дней пытаешься переварить все услышанное и волей-неволей начинаешь по-новому воспринимать даже обычные, ежедневные коммуникации. А еще это прекрасная возможность оказаться среди интересных людей разных возрастов, профессий и взглядов.

Татьяна Нудельман

Куратор PR-направления агентства Department

Тренинг «Китайская комната» от InLiberty и «Сказки Пушкина» в Театре Наций — это теперь мой рецепт идеального weekend’а.

Владимир Цукор

Владелец чайного магазина
Tea Corner

Не без нареканий, но в целом — отличные ребята, которые делают очень хорошее и нужное дело — и делают его весьма неплохо. Если бы таких тренингов было больше, и на них был бы спрос, как на курсы «ведических женщин», личностного роста или «осознанных сновидений», — то, возможно, в нашей стране все было бы иначе.