11–15 апр | вс–пт

Универсальная система координат, идея справедливости не покидает человека ни дома, ни на работе, ни на пляже, ни на войне. Человек считает, что мир вокруг него должен быть устроен справедливо, готов бороться за это и многим ради этого жертвовать. Для большинства людей справедливость — это самая главная ценность.

Но все не так просто. Например, пирог. Как поделить его справедливо? Отдать кусок побольше тому, кто его испек? Или хозяину печи? Может быть тому, кто действительно голоден? Тому, кто больше заплатит? Или все-таки поровну? Любое решение будет по-своему справедливым, а это значит, что абсолютной справедливости нет и судьба пирога зависит от ваших политических убеждений, разнообразных внешних обстоятельств и самого способа думать о справедливости, который мы, часто неосознанно, выбираем.

Пора разобраться в собственных социальных идеалах — узнать, чем разные концепции справедливости отличаются друг от друга, как и в каких обстоятельствах их уместно использовать — и как они могут помочь нам в нашей жизни сегодня, в современном обществе.

КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

ПРОГРАММА

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Как проходит школа


Все занятия школы проходят онлайн, с помощью Zoom и других приложений для коллективных действий. Участники школы заранее получат детальное расписание и все необходимые инструкции для участия в видео-конференциях, а также ридер, которым мы будем пользоваться во время занятий. В первый и последний день школа работает full time, в промежуточные дни занятия проходят во второй половине дня.

Участниками школы станут 100 студентов: некоторые сессии будут общими для всего потока, большая часть пройдет в группах по 25 человек, каждая под руководством собственного куратора.

Вы научитесь


1

Разбираться в своих взглядах на справедливость — и понимать, как устроены взгляды других

2

Различать эмоции и рациональные аргументы в любом разговоре о справедливости

3

Добиваться справедливости без ущерба для других, даже если они понимают под справедливостью что-то совсем другое

Преподаватели


Мария Аксеник

Менеджер, магистрантка Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Анастасия Бабаш

Философ, докторантка факультета гуманитарных наук университета Тарту, создательница телеграм-канала «Настя про философию»

Андрей Бабицкий

Журналист, соавтор подкаста «Так вышло»

Илья Венявкин

Историк, сотрудник Яндекс.Практикум

Алексей Глухов

Философ, доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ

Роман Гуляев

Философ, старший преподаватель Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ

Арсений Куманьков

Философ, доцент факультета гуманитарных наук Школы философии НИУ ВШЭ

Гала Максудова-Елисеева

Философ, аспирант школы философии НИУ ВШЭ

Кирилл Мартынов

Философ, сооснователь Свободного Университета, редактор отдела политики «Новой газеты»

Полина Нездийковская

Философ, экс-сотрудница ООН, специалист по мониторингу социальных проектов, волонтер НГО в Индии

Кирилл Прудников

Старший продюсер Skillbox, методист школы

Никита Савин

Политолог, доцент Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Дмитрий Середа

Философ, автор Republic

Программа


11 апр | вс

ЭКСПРЕСС-ТУР ПО ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ

О ЧЕМ МЫ СПОРИМ?

11.00–12.00 Intro

О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?

Поговорим о том, что будет происходить на этой неделе, и обсудим самую страшную несправедливость этого года

12.00–13.00 Лекция

ПОЧЕМУ МЫ ХОТИМ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Почему справедливость стала ключевым понятием общественной дискуссии — и как наш запрос на справедливость влияет на дизайн общественных институтов? Обсудим с философом Алексеем Глуховым 

13.15–15.00 Дискуссия

ВСЕ ЭТО УЖЕ БЫЛО В СИМПСОНАХ

На примере нескольких фильмов познакомимся с главными теориями справедливости — и разберем, какое выражение они нашли в современной культуре


16.00–17.30 Игра

КАКАЯ У ВАС СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Обсудим, как делить бюджет в условиях пандемии — и стоит ли помогать мигрантам

18.00–19.00 Итоги

ЛУЧШЕ, КОГДА БОЛЬШЕ, НО ПОРОВНУ

Подведем итоги игры с куратором школы Арсением Куманьковым

19.00–19.15 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше


20.00–21.30 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

11 апр | вс

ЭКСПРЕСС-ТУР ПО ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ

О ЧЕМ МЫ СПОРИМ?

11.00–12.00 Intro

О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?

Поговорим о том, что будет происходить на этой неделе, и обсудим самую страшную несправедливость этого года

12.00–13.00 Лекция

ПОЧЕМУ МЫ ХОТИМ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Почему справедливость стала ключевым понятием общественной дискуссии — и как наш запрос на справедливость влияет на дизайн общественных институтов? Обсудим с философом Алексеем Глуховым 

13.15–15.00 Дискуссия

ВСЕ ЭТО УЖЕ БЫЛО В СИМПСОНАХ

На примере нескольких фильмов познакомимся с главными теориями справедливости — и разберем, какое выражение они нашли в современной культуре

16.00–17.30 Игра

КАКАЯ У ВАС СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Обсудим, как делить бюджет в условиях пандемии — и стоит ли помогать мигрантам

18.00–19.00 Итоги

ЛУЧШЕ, КОГДА БОЛЬШЕ, НО ПОРОВНУ

Подведем итоги игры с куратором школы Арсением Куманьковым

19.00–19.15 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

20.00–21.30 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

12 апр | пн

ПРАВО ДОСТУПА

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В СВЕТЕ ИДЕОЛОГИИ

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.30 Игра

ЗАВЕСА НЕВЕДЕНИЯ

Поставим знаменитый мысленный эксперимент философа Джона Ролза: какую концепцию социальной справедливости выберут люди, позиция которых не определена своекорыстными интересами?

18.45–20.00 Дебаты

ПРАВО/ЛЕВО

Справедливость — это честность или равенство? Поспорим об эгалитаризме в компании куратора школы Андрея Бабицкого и философа Дмитрия Середы


20.15–21.30 Кейс-стади

ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ ВСЕ ЭТО ДЕЛАЮТ

Имеет ли право бизнесмен повышать цену на редкое лекарство, а таксист — зарабатывать на пострадавших от аварии в метро? Обсудим справедливость и свободный рынок

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА

Посмотрим кино, сыграем в открытый микрофон или устроим вечеринку — на ваш выбор

12 апр | пн

ПРАВО ДОСТУПА

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В СВЕТЕ ИДЕОЛОГИИ

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.30 Игра

ЗАВЕСА НЕВЕДЕНИЯ

Поставим знаменитый мысленный эксперимент философа Джона Ролза: какую концепцию социальной справедливости выберут люди, позиция которых не определена своекорыстными интересами?

18.45–20.00 Дебаты

ПРАВО/ЛЕВО

Справедливость — это честность или равенство? Поспорим об эгалитаризме в компании куратора школы Андрея Бабицкого и философа Дмитрия Середы

20.15–21.30 Кейс-стади

ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ ВСЕ ЭТО ДЕЛАЮТ

Имеет ли право бизнесмен повышать цену на редкое лекарство, а таксист — зарабатывать на пострадавших от аварии в метро? Обсудим справедливость и свободный рынок

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА

Посмотрим кино, сыграем в открытый микрофон или устроим вечеринку — на ваш выбор

13 апр | вт

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ГОСУДАРСТВО

17.00–17.10 Intro в группах

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

ПОЧЕМУ МЫ ПОДЧИНЯЕМСЯ ЗАКОНУ?

Является ли закон эффективной формой борьбы за справедливость? Прочтем несколько текстов о том, как связаны запрос на справедливость и законодательные нормы

18.10–19.30 Лекция

ГАРАНТ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Как современное государство обращается к теме справедливости — и какие механизмы для этого используются? Способно ли государство обеспечить справедливость? Обсудим с экспертом по политическим коммуникациям Никитой Савиным


20.00–21.30 Кейс-стади

ИНСТИТУТЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Является ли государство и связанные с ним механизмы и практики единственно возможными, наиболее эффективными, неизбежными формами обретения и поддержания справедливости? Разберемся на примере нескольких кейсов

21.40–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

13 апр | вт

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ГОСУДАРСТВО

17.00–17.10 Intro в группах

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

ПОЧЕМУ МЫ ПОДЧИНЯЕМСЯ ЗАКОНУ?

Является ли закон эффективной формой борьбы за справедливость? Прочтем несколько текстов о том, как связаны запрос на справедливость и законодательные нормы

18.10–19.30 Лекция

ГАРАНТ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Как современное государство обращается к теме справедливости — и какие механизмы для этого используются? Способно ли государство обеспечить справедливость? Обсудим с экспертом по политическим коммуникациям Никитой Савиным

20.00–21.30 Кейс-стади

ИНСТИТУТЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Является ли государство и связанные с ним механизмы и практики единственно возможными, наиболее эффективными, неизбежными формами обретения и поддержания справедливости? Разберемся на примере нескольких кейсов. 

21.40–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

14 апр | ср

СВОИ И ЧУЖИЕ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ИДЕНТИЧНОСТЬ

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

КТО МЫ ТАКИЕ?

Прочтем и обсудим главные тексты о том, как на наши представления о справедливости влияют групповые идентичности

18.10–19.30 Лекция и дискуссия

ГРУППОВАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Современная дискуссия о справедливости невозможна без обращения к проблемам дискриминации. Обсудим с философом Анастасией Бабаш, как справедливо бороться с несправедливостью


20.00–21.30 Практическое задание

СОЦИАЛЬНЫЙ МАНИФЕСТ

Как устроена повестка современных общественных движений за справедливость? Разберем BLM и #MeToo — и попробуем создать несколько манифестов в защиту прав различных социальных групп

21.40–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

14 апр | ср

СВОИ И ЧУЖИЕ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ИДЕНТИЧНОСТЬ

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

КТО МЫ ТАКИЕ?

Прочтем и обсудим главные тексты о том, как на наши представления о справедливости влияют групповые идентичности

18.10–19.30 Лекция и дискуссия

ГРУППОВАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Современная дискуссия о справедливости невозможна без обращения к проблемам дискриминации. Обсудим с философом Анастасией Бабаш, как справедливо бороться с несправедливостью

20.00–21.30 Практическое задание

СОЦИАЛЬНЫЙ МАНИФЕСТ

Как устроена повестка современных общественных движений за справедливость? Разберем BLM и #MeToo — и попробуем создать несколько манифестов в защиту прав различных социальных групп

21.40–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

15 апр | чт

СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР

ВОЗМОЖНА ЛИ УНИВЕРСАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

14:00–17:00 Дебаты

СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР

Возможна ли справедливость в глобальном масштабе и как ее достичь? Выберем несколько конкретных кейсов, сформулируем проблемы и попробуем найти их решения с помощью дебатов

17:30–19:00 Заключительная лекция

ГЛОБАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Существуют ли универсальные моральные ценности — и возможно ли построить на их основе справедливое общество в масштабах всей планеты? Ответы на эти вопросы — в заключительной лекции философа Кирилла Мартынова

19:00–20:00 Финал

ИТОГИ

Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления о жизни, обществе — и друг о друге

15 апр | пт

СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР

ВОЗМОЖНА ЛИ УНИВЕРСАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

14:00–17:00 Дебаты

СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР

Возможна ли справедливость в глобальном масштабе и как ее достичь? Выберем несколько конкретных кейсов, сформулируем проблемы и попробуем найти их решения с помощью дебатов

17:30–19:00 Заключительная лекция

ГЛОБАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Существуют ли универсальные моральные ценности — и возможно ли построить на их основе справедливое общество в масштабах всей планеты? Ответы на эти вопросы — в заключительной лекции философа Кирилла Мартынова

19:00–20:00 Финал

ИТОГИ

Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления о жизни, обществе — и друг о друге

Партнеры


Как попасть на школу


В школе могут принять участие студенты любых российских и зарубежных вузов, говорящие и читающие на русском языке. Для того, чтобы подать заявку, вам нужно: 

1. Заполнить форму простой регистрации — тогда мы пришлем вам напоминание о дедлайне по заявкам

2. Прислать на contest@inliberty.ru ссылку на короткое (до 3 минут) видео о себе и о том, почему вы хотите принять участие в школе, — не нужно технических ухищрений, просто запишите себя на телефон

3. Также прислать на contest@inliberty.ru ссылку на короткое эссе (до 4000 знаков) — на любую тему из приведенных ниже

4. Открыть нам доступ к видео и эссе

Дедлайн для заявки — 4 апреля до конца дня.

Жюри определит участников школы 7 апреля — мы пришлем вам на почту подтверждение и все необходимые инструкции. Если вы подавали заявку на школу, но она не прошла отбор, мы вам тоже напишем.

Темы для эссе


Кейс 1: Алчный бизнес

К апрелю 2020-го средняя цена медицинских масок и антисептика в России выросла почти втрое по сравнению с «допандемийными» ценами начала года. Имеют ли производители медицинских товаров право поднимать цены на свою продукцию в условиях пандемии — или подобная бизнес-модель безнравственна? Нужно ли регулировать такое поведение на уровне законодательства? 

Кейс 2: Цифровой пират

Ваш друг любит смотреть кино, но предпочитает не тратиться на подписки стриминговых сервисов, а смотреть фильмы бесплатно, то есть на пиратских сайтах. Можно ли сравнить такое цифровое пиратство с воровством в магазине? Чем похожи эти действия и в чем их различия? Нужно ли бороться с цифровыми пиратами? 

Кейс 3: Битва за термостат

В 2015 году ученые из Нидерландов выяснили, что большинство кондиционеров в офисах настроены на температуру, комфортную для мужчин. Причем для мужчин конкретного типа — около 40 лет, весом 70 кг. Женскому организму комфортна температура в среднем на 3°C выше (22°C — для мужчин, 25°C — для женщин). А американские ученые установили, что женщины как правило проигрывают «битву за термостат», им приходится уступать право устанавливать температуру мужчинам. Можно ли назвать эту ситуацию несправедливой? Если да, нуждается ли она в изменении — и какие меры следует предпринять?

Несколько советов для тех, кто пишет эссе


  1. Выберите один из кейсов
  2. Ваш текст не должен превышать 4000 знаков с пробелами
  3. Не ориентируйтесь на академический стиль изложения. Пожалуйста, пишите текст так, чтобы он был понятен и интересен вам самому
  4. Сохраняйте в тексте четкую и ясную структуру. У текста, как минимум, должны быть начало, конец и середина
  5. Аргументируйте. Из текста должно быть точно ясно: что именно вы хотите сказать; почему вы так считаете (какие аргументы вы рассмотрели и как их оценили); какие примеры, аналогии, исследования поддерживают вашу точку зрения
  6. Помните, что у кейсов нет правильного или неправильного решения

25 апреля | ср