КАК УСТРОЕНО И КАК МЕНЯЕТСЯ
ГОСУДАРСТВО?

СТУДЕНЧЕСКАЯ ШКОЛА ОНЛАЙН

30 мая — 3 июня | вс–пт

Современное государство — кажется, что оно существовало всегда и без него невозможно представить себе человеческую жизнь, но это не так: государство возникло в определенных исторических обстоятельствах, менялось вместе с ними и продолжает меняться прямо сейчас.

Что современная социальная теория знает о происхождении государства, и как общество прошло путь от племенной жизни до «государства всеобщего благосостояния», а «кочующий бандит» превратился в «оседлого»? Как работает государственная машина и что ей двигает? Что мы должны государству, что оно должно нам — и чего, наконец, мы от него хотим?

КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

ПРОГРАММА

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Как проходит школа


Все занятия школы проходят онлайн, с помощью Zoom и других приложений для коллективных действий. Участники школы заранее получат детальное расписание и все необходимые инструкции для участия в видео-конференциях, а также ридер, которым мы будем пользоваться во время занятий. В первый и последний день школа работает full time, в промежуточные дни занятия проходят во второй половине дня.

Участниками школы станут 100 студентов. Некоторые сессии будут общими для всего потока, большая часть пройдет в группах по 25 человек, каждая под руководством собственного куратора.

Вы научитесь


1

Видеть в окружающей социальной реальности не данность, а результат институционального дизайна

2

Думать об истории не как о череде сменяющих друг правителей, а как о процессе институциональных изменений

3

Не ждать от государства лишнего, но предъявлять ему требования, которые оно способно выполнить

Что будет в программе


Детальная программа будет опубликована чуть позже, но вот чего от нее стоит ждать: 

ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО — И ОТКУДА ОНО
ВЗЯЛОСЬ?

Краткая история возникновения и развития государств от Средних веков до наших дней: как сформировались институты, в которых мы живем? Как про них думает социальная наука?

ГОСУДАРСТВО 
ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА
ИЛИ ОТДЕЛЬНЫЙ
ИГРОК?

Вроде бы государство — это сервис, которому мы платим за обеспечение наших потребностей, но как видит себя оно само? 

НОЧНОЙ СТОРОЖ ИЛИ ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ?

Какая из классических моделей оптимального государства больше подходит для сегодняшнего дня?


ПОЧЕМУ ГОСУДАРСТВА ПРЕСЛЕДУЮТ РАЗНЫЕ ЦЕЛИ?

Почему одни государства способствуют развитию своих стран, а другие подавляют рост? Почему одни нацелены на внешнюю экспансию, а другие — на экономическое благосостояние?

ЛЕВИАФАН
И ЕГО СОСЕДИ

Как разные государства уживаются в одном тесном мире, и что это значит для их граждан? Обсудим войну, мир, международные отношения, глобализацию и сопротивление ей.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ:
ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ

Как государство решает задачи выживания и развития? Как строит отношения с соседями? Сыграем в «Цивилизацию» и научимся создавать стратегии развития территорий.

Преподаватели


Илья Венявкин

Историк, сотрудник Яндекс.Практикум

Борис Грозовский

Экономический журналист, автор телеграм-канала EventsAndTexts

Михаил Кром

Историк, профессор факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге

Элла Панеях

Социолог, куратор школы

Юлия Пацюкова

Социолог, куратор Oxford Russia Fellowship

Кирилл Прудников

Старший продюсер Skillbox, методист школы

Елена Юришина

Юрист, социолог права, стипендиатка Oxford Russia Fellowship


«На школе мы научимся думать о государстве как о меняющемся и автономном от общества явлении, как о чем-то, что способно рождаться, созревать, эволюционировать и устаревать. Мы поговорим об отношении государства с обществом и отдельными группами внутри общества, с соседями, соперниками и союзниками. Разберемся, когда государство становится двигателем развития для общества, а когда тормозом, и обсудим, как отличить одно от другого»

Партнеры


Как попасть на школу


В школе могут принять участие студенты любых российских и зарубежных вузов, говорящие и читающие на русском языке. Для того, чтобы подать заявку, вам нужно: 

1. Заполнить форму простой регистрации — тогда мы пришлем вам напоминание о дедлайне по заявкам

2. Прислать на contest@inliberty.ru ссылку на короткое (до 3 минут) видео о себе и о том, почему вы хотите принять участие в школе, — не нужно технических ухищрений, просто запишите себя на телефон

3. Также прислать на contest@inliberty.ru ссылку на короткое эссе (до 4000 знаков) — на любую тему из приведенных ниже

4. Открыть нам доступ к видео и эссе

Дедлайн для заявки — 23 мая до конца дня.

Жюри определит участников школы 26 мая — мы пришлем вам на почту подтверждение и все необходимые инструкции. Если вы подавали заявку на школу, но она не прошла отбор, мы вам тоже напишем.

Темы для эссе


Кейс 1: Врач или торговец?

В стране экономический кризис, налоговые сборы падают, инфляция растет. Помочь могут только решительные реформы, и в том числе приватизация государственной собственности, уменьшение бюрократического аппарата, пересмотр социальных обязательств. Бизнесу станет легче, и у экономики возникнет шанс набрать обороты, но учителям, врачам и «социально незащищенным группам» точно станет хуже. Как быть?

Кейс 2: Чистый лист

Ваш друг купил остров, чтобы жить там и развивать курортный бизнес, и правительство страны, в юрисдикции которой он находится, разрешило ему создать на острове структуры самоуправления. Кроме вашего друга, на острове есть еще 136 жителей, и именно вы приглашены для того чтобы разработать принципы управления их социальной жизнью — коммунальным хозяйством, транспортом, правоохраной и т.д. Какие принципы вы положили бы в основу островного самоуправления? В каких институтах нуждается остров вашего друга, а какие ему не нужны?

Кейс 3: Государственный космос

В 1966 году члены Генеральной ассамблеи ООН подписали договор, согласно которому космические пространства не могут принадлежать отдельным государствам. Сегодня некоторые страны предлагают отменить эту норму и разрешить государствам устанавливать суверенитет над теми небесными телами, на которые они смогут отправить пилотируемую миссию. По мнению авторов предложения, это поможет существенно ускорить освоение космоса и создаст мощные стимулы для того чтобы страны вкладывали средства в собственные космические программы. Нужно ли поддержать авторов предложения?

Несколько советов для тех, кто пишет эссе


  1. Выберите один из кейсов
  2. Ваш текст не должен превышать 4000 знаков с пробелами
  3. Не ориентируйтесь на академический стиль изложения. Пожалуйста, пишите текст так, чтобы он был понятен и интересен вам самому
  4. Сохраняйте в тексте четкую и ясную структуру. У текста, как минимум, должны быть начало, конец и середина
  5. Аргументируйте. Из текста должно быть точно ясно: что именно вы хотите сказать; почему вы так считаете (какие аргументы вы рассмотрели и как их оценили); какие примеры, аналогии, исследования поддерживают вашу точку зрения
  6. Помните, что у кейсов нет правильного или неправильного решения

25 апреля | ср