![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/07/Spontannyi_poryadok_0.png)
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/07/Spontannyi_poryadok_main_mobile_0.png)
КАК РАБОТАЕТ ЭКОНОМИКА?
СТУДЕНЧЕСКАЯ ШКОЛА ОНЛАЙН
1–5 авг | вс–пт
Рынок — это естественная среда существования человеческой цивилизации, такая же, как язык или культура. Но как и в случае с языком и культурой, люди смотрят на рынок, его происхождение и устройство по-разному.
Должно ли государство регулировать экономику? Есть ли какие-то сферы человеческой жизни, с которыми рынок не может справиться? Нужна ли частная собственность и можно ли обойтись без нее? Эти вопросы — предмет бесконечных дискуссий между учеными, политиками и обычными людьми.
Школа InLiberty позволит вам овладеть основами современной экономической теории и разобраться в ваших собственных взглядах на то, как должна быть устроена экономика.
Как проходит школа
Все занятия школы проходят онлайн, с помощью Zoom и других приложений для коллективных действий. Участники школы заранее получат детальное расписание и все необходимые инструкции для участия в видео-конференциях, а также ридер, которым мы будем пользоваться во время занятий. В первый и последний день школа работает full time, в промежуточные дни занятия проходят во второй половине дня.
Участниками школы станут 100 студентов. Некоторые сессии будут общими для всего потока, большая часть пройдет в группах по 25 человек, каждая под руководством собственного куратора.
Вы научитесь
1
Понимать, как работает экономика, что такое рынок и зачем нужна собственность
2
Разбираться в основных экономических теориях
3
Вести продуктивный диалог с теми, кто не разделяет ваши взгляды
Преподаватели
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2020/05/Venyavkin_2.jpg)
Илья Венявкин
Историк, сотрудник Яндекс.Практикум
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/07/goncharov-3.jpg)
Никита Гончаров
Экономист, аспирант UCL
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/04/grozovsky-600x338-1.jpeg)
Борис Грозовский
Экономический журналист, автор телеграм-канала EventsAndTexts
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/07/guriev.jpg)
Сергей Гуриев
Экономист, профессор экономики Sciences Po (Париж)
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/07/Zemtcov-600x338-1.jpeg)
Артем Земцов
Политолог, сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания ВШЭ
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/07/kuznetcov.jpg)
Юрий Кузнецов
Экономист, заместитель главного редактора журнала «Экономическая политика»
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/07/Mashukov_new_-600x338-1.jpeg)
Сергей Машуков
Социолог, аспирант ЕУСПб, продюсер и ведущий подкаста о социальных науках instudies
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/07/peniaz.jpg)
Ольга Пенязь
Экономист, преподаватель экономики в Католическом университете г. Анжера, директор программы «Bachelor Degree in International Management and Business Ethics»
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/07/pripadcheva-1-600x338-1.jpeg)
Александра Припадчева
Экономист, стажер-исследователь Международной лаборатории макроэкономического анализа ВШЭ
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/05/prudnikov.jpg)
Кирилл Прудников
Старший продюсер Skillbox, методист школы
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/07/romanchuk.jpg)
Алеся Романчук
Экономист, магистр экономических наук, исследователь, эксперт НИЦ Мизеса, Минск
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/07/rubin.jpg)
Александр Рубин
Экономист, старший преподаватель ВШЭ в Санкт-Петербурге
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2020/09/sonin.jpg)
Константин Сонин
Экономист, профессор Чикагского университета и ВШЭ
![](https://www.inliberty.ru/wp-content/uploads/2021/07/hachaturov-1.jpg)
Арнольд Хачатуров
Социолог, аспирант ВШЭ, редактор в «Новой газете»
Программа
1 авг | вс
ЧТО ТАКОЕ РЫНОК
И КАК ОН РАБОТАЕТ?
11.00–12.00
Intro и дискуссия в группах
О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?
Поговорим о том, что будет происходить на школе, и обсудим в группах, как можно решать проблему наиболее эффективного использования ресурсов.
12.00–13.30 Лекция
РЫНОК И ПЛАН
Как свободные рынки и механизм цен помогают людям обмениваться не только товарами и услугами, но и информацией о том, какие блага им нужны? Обсудим с экономистом Константином Сониным.
14.30–18.30 Дискуссия в группах
МЕХАНИЗМ ИЛИ ЧУДО?
Вместе с кураторами групп и куратором школы обсудим, что нужно для того, чтобы рынки работали эффективно.
18.30–19.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
19.30–22.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
1 авг | вс
ЧТО ТАКОЕ РЫНОК
И КАК ОН РАБОТАЕТ?
11.00–12.00
Intro и дискуссия в группах
О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?
Поговорим о том, что будет происходить на школе, и обсудим в группах, как можно решать проблему наиболее эффективного использования ресурсов.
12.00–13.30 Лекция
РЫНОК И ПЛАН
Как свободные рынки и механизм цен помогают людям обмениваться не только товарами и услугами, но и информацией о том, какие блага им нужны? Обсудим с экономистом Константином Сониным.
14.30–18.30 Дискуссия в группах
МЕХАНИЗМ ИЛИ ЧУДО?
Вместе с кураторами групп и куратором школы обсудим, что нужно для того, чтобы рынки работали эффективно.
18.30–19.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
19.30–22.00
After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
2 авг | пн
ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
РАЦИОНАЛЬНЫ ЛИ МЫ — И ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ?
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.
17.10–18.00 Ридинг группы
HOMO ECONOMICUS
Прочитаем и разберем несколько текстов о том, как люди превращаются в «субъектов экономики», что мешает этому превращению и на чем «ломается» человеческая рациональность.
18.00–19.00 Дискуссия
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Люди подвержены эмоциям и далеко не всегда ведут себя прагматично. Обсудим, какое влияние на экономические процессы имеет человек — и нужно ли подталкивать «нерациональных» людей к «правильным» решениям.
19.20–21.30 Игра
СТИМУЛ И РЕЗУЛЬТАТ
Попробуем придумать способы убедить людей сделать рациональный выбор в контексте заданных ситуаций — и посмотрим, что из этого выйдет.
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
22.00–23.00
After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
2 авг | пн
ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
РАЦИОНАЛЬНЫ ЛИ МЫ — И ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ?
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.
17.10–18.00 Ридинг группы
HOMO ECONOMICUS
Прочитаем и разберем несколько текстов о том, как люди превращаются в «субъектов экономики», что мешает этому превращению и на чем «ломается» человеческая рациональность.
18.00–19.00 Дискуссия
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Люди подвержены эмоциям и далеко не всегда ведут себя прагматично. Обсудим, какое влияние на экономические процессы имеет человек — и нужно ли подталкивать «нерациональных» людей к «правильным» решениям.
19.20–21.30 Игра
СТИМУЛ И РЕЗУЛЬТАТ
Попробуем придумать способы убедить людей сделать рациональный выбор в контексте заданных ситуаций — и посмотрим, что из этого выйдет.
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
22.00–23.00
After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
3 авг | вт
РЫНОК В ЭКОНОМИКЕ, ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ЛУЧШЕ С НИМ ИЛИ БЕЗ НЕГО?
17.00–17.10 Intro в группах
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.
17.10–18.00 Ридинг-группы
КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО
Прочитаем и обсудим несколько текстов о взаимовлиянии экономики и политики: способствуют ли экономические успехи стран их политическому развитию, или, наоборот, инклюзивные политические институты обеспечивают рост благосостояния?
18.00–19.15 Лекция
СОВРЕМЕННЫЕ РЫНКИ
Как функционируют рынки в современных обществах — и применима ли рыночная логика к нашим взаимодействиям за пределами классических рынков товаров и услуг? Поговорим об этом с экономистом Сергеем Гуриевым.
19.30–21.30 Дебаты в группах
ЛЮБОВЬ НЕ КУПИШЬ
В формате дебатов поспорим про то, какие сферы человеческих взаимодействий точно нельзя подчинять рынку — или все-таки можно?
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
22.00–23.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
3 авг | вт
РЫНОК В ЭКОНОМИКЕ, ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ЛУЧШЕ С НИМ ИЛИ БЕЗ НЕГО?
17.00–17.10 Intro в группах
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.
17.10–18.00 Ридинг-группы
КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО
Прочитаем и обсудим несколько текстов о взаимовлиянии экономики и политики: способствуют ли экономические успехи стран их политическому развитию, или, наоборот, инклюзивные политические институты обеспечивают рост благосостояния?
18.00–19.15 Лекция
СОВРЕМЕННЫЕ РЫНКИ
Как функционируют рынки в современных обществах — и применима ли рыночная логика к нашим взаимодействиям за пределами классических рынков товаров и услуг? Поговорим об этом с экономистом Сергеем Гуриевым.
19.30–21.30 Дебаты в группах
ЛЮБОВЬ НЕ КУПИШЬ
В формате дебатов поспорим про то, какие сферы человеческих взаимодействий точно нельзя подчинять рынку — или все-таки можно?
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
22.00–23.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
4 авг | ср
КАК УСТРОЕНЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
И ПОЧЕМУ БЕЗ НИХ НЕ РАБОТАЕТ КАПИТАЛИЗМ?
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.
17.10–18.00 Ридинг-группы
СВОЕ И ЧУЖОЕ
Прочитаем и обсудим несколько текстов о том, почему без частной собственности не бывает капитализма и почему она же обеспечила капитализму дурную славу.
18.00–19.15 Лекция
ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ
Что такое частная собственность — и как устроено наше право владеть своим телом и имуществом? Как «просто рынок» превращается в капиталистический рынок — и в чем роль прав собственности? Обсудим с экономистом Юрием Кузнецовым.
19.30–21.30 Игра
МИР БЕЗ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Попробуем вообразить, каким был бы мир, если бы в нем не было частной собственности, а после обсудим результаты.
21.45–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
22.00–23.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
4 авг | ср
КАК УСТРОЕНЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
И ПОЧЕМУ БЕЗ НИХ НЕ РАБОТАЕТ КАПИТАЛИЗМ?
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.
17.10–18.00 Ридинг-группы
СВОЕ И ЧУЖОЕ
Прочитаем и обсудим несколько текстов о том, почему без частной собственности не бывает капитализма и почему она же обеспечила капитализму дурную славу.
18.00–19.15 Лекция
ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ
Что такое частная собственность — и как устроено наше право владеть своим телом и имуществом? Как «просто рынок» превращается в капиталистический рынок — и в чем роль прав собственности? Обсудим с экономистом Юрием Кузнецовым.
19.30–21.30 Игра
МИР БЕЗ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Попробуем вообразить, каким был бы мир, если бы в нем не было частной собственности, а после обсудим результаты.
21.45–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
22.00–23.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
5 авг | чт
ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ЛЮБИТ КАПИТАЛИЗМ
И ЕСТЬ ЛИ ЕМУ АЛЬТЕРНАТИВЫ
14.00–18.30 Игра
ЕСЛИ НЕ РЫНОК, ТО КТО?
Критики капитализма говорят, что эта экономическая система порождает алчность, неравенство и равнодушие и плохо справляется с решением «больших» проблем человечества — экологических кризисов, бедности, дискриминации. В формате заключительной игры попробуем придумать альтернативные решения этих проблем и посмотрим, возможно ли обойтись без капитализма.
15.30–19.30 Игра
ИТОГИ
Подведем итоги школы и поймем, изменились ли наши представления о том, как работает рыночная экономика.
5 авг | чт
ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ЛЮБИТ КАПИТАЛИЗМ
И ЕСТЬ ЛИ ЕМУ АЛЬТЕРНАТИВЫ
14.00–18.30 Игра
ЕСЛИ НЕ РЫНОК, ТО КТО?
Критики капитализма говорят, что эта экономическая система порождает алчность, неравенство и равнодушие и плохо справляется с решением «больших» проблем человечества — экологических кризисов, бедности, дискриминации. В формате заключительной игры попробуем придумать альтернативные решения этих проблем и посмотрим, возможно ли обойтись без капитализма.
15.30–19.30 Игра
ИТОГИ
Подведем итоги школы и поймем, изменились ли наши представления о том, как работает рыночная экономика.
Партнеры
Как попасть на школу
В школе могут принять участие студенты любых российских и зарубежных вузов, говорящие и читающие на русском языке. Участие в школе бесплатно. Для того, чтобы подать заявку, вам нужно:
1. Заполнить простую форму регистрации — тогда мы пришлем вам напоминание о дедлайне с заявкой
2. Прислать на contest@inliberty.ru ссылку на короткое (до 3 минут) видео о себе и о том, почему вы хотите принять участие в школе, — не нужно технических ухищрений, просто запишите себя на телефон
3. Также прислать на contest@inliberty.ru ссылку на короткое эссе (до 4000 знаков) — на любую тему из приведенных ниже
4. Открыть нам доступ к видео и эссе
Заявку можно подать до 26 июля включительно.
Жюри определит список участников школы 28 июля — мы пришлем вам на почту подтверждение и все необходимые инструкции. Если вы подавали заявку на школу, но она не прошла отбор, мы вам тоже напишем.
Темы для эссе
Кейс 1: Частное vs общее
Могут ли река или лес быть частными — и значит ли это, что можно запретить там купаться или собирать грибы?
Кейс 2: Добровольное нерациональное
Можно ли продать себя в рабство? Или продать свою почку? Должны ли мы запрещать это делать другим?
Кейс 3: Польза и вознаграждение
Почему баскетболист зарабатыват больше, чем врач или учитель — и нужно ли с этим что-то делать?
Несколько советов для тех, кто пишет эссе
- Выберите один из кейсов
- Ваш текст не должен превышать 4000 знаков с пробелами
- Не ориентируйтесь на академический стиль изложения. Пожалуйста, пишите текст так, чтобы он был понятен и интересен вам самому
- Сохраняйте в тексте четкую и ясную структуру. У текста, как минимум, должны быть начало, конец и середина
- Аргументируйте. Из текста должно быть точно ясно: что именно вы хотите сказать; почему вы так считаете (какие аргументы вы рассмотрели и как их оценили); какие примеры, аналогии, исследования поддерживают вашу точку зрения
- Помните, что у кейсов нет правильного или неправильного решения
25 апреля | ср