25–29 окт | вс–чт

Во все времена люди критиковали общество, в котором живут, но ни одна попытка выстроить модель идеального общества так и не выдержала столкновения с реальностью. Современные социальные науки отчаялись думать об идеалах и мыслят не моделями лучшего общественного устройства, а скорее отдельными критериями качества: экономическое процветание лучше нищеты, свобода лучше рабства, общественный мир лучше войны.

Но почему одни общества достигают процветания и свободы, другие же остаются позади? Почему нам все чаще предлагают разменивать свободу на безопасность, экономический рост — на справедливость, потребительский комфорт — на экологическое равновесие и так далее? И нельзя ли все-таки «взять два»?

Что составляет хорошее общество: правильное государственное устройство, добрые нравы или, может быть, умные законы? Попробуем разобраться, как меняется общество и как складывалась привычная нам современность, а еще — где наше собственное место в этой системе координат. Ориентироваться в этих вопросах жизненно важно, ведь все социальные науки, кажется, сходятся в одном: скорость перемен нарастает.

КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

ПРОГРАММА

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Как проходит школа


Все занятия школы проходят онлайн, с помощью Zoom и других приложений для коллективных действий. Участники школы заранее получают детальное расписание и все необходимые инструкции для участия в видео-конференциях, а также ридер, которым мы будем пользоваться во время занятий. В первый и последний день школа работает full-time, в промежуточные дни занятия проходят после обеда.

Участниками школы станут 100 студентов: некоторые сессии будут общими для всего потока, большая часть пройдет в группах по 25 человек, каждая под руководством собственного куратора.

Вы научитесь 


1

Разбираться в устройстве 
общества — и в том, как о нем думают социологи, политологи и экономисты

2

Использовать знания о «больших» общественных процессах в своей работе и повседневной жизни 

3

Аргументировать свою позицию — и вести диалог с теми, кто не разделяет ваши ценности

Преподаватели


Илья Венявкин

Историк, директор образовательных программ InLiberty

Александр Вилейкис

Философ, сотрудник Центра новой философии ТюмГУ


Артем Земцов

Политолог, сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ

Сергей Кузнецов

Писатель, журналист, основатель Умного лагеря «Марабу»

Элла Панеях

Социолог, куратор школы

Кирилл Прудников

Преподаватель, методист школы

Максим Руднев

Социолог, научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ

Константин Сонин

Экономист, профессор Чикагского университета и НИУ ВШЭ

Дмитрий Травин

Экономист, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге

Елена Юришина

Юрист, социолог права, стипендиатка Oxford Russia Fellowship

Программа


25 окт | вс

КАКОЕ ОБЩЕСТВО — ХОРОШЕЕ?

УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА
И НАШИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕМ

11.00–12.00 Intro и дискуссия в группах

О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?

Поговорим о том, что будет происходить на этой неделе, — и обсудим в группах, что такое хорошее общество

12.00–13.15 Дискуссия

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШЕЕ ОБЩЕСТВО?

Суммируем результаты групповых обсуждений с куратором школы, социологом Эллой Панеях — и составим карту наших представлений 

13.30–14.30 Лекция

ПОЧЕМУ У ЕВРОПЫ ПОЛУЧИЛОСЬ?

Как происходит модернизация — и как было построено первое современное общество? Обсудим с экономистом Дмитрием Травиным


15.30–17.30 Игра в группах

ДИЗАЙН ИНСТИТУТОВ

Построим хорошее общество сами и обсудим выбранные модели

18.00–19.00 Игра

ДИЗАЙН ИНСТИТУТОВ: РАЗБОР

Подведем итоги предыдущей игры с кураторами групп и куратором школы Эллой Панеях

19.00–19.30 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше


20.00–22.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

25 окт | вс

КАКОЕ ОБЩЕСТВО — ХОРОШЕЕ?

УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА И НАШИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕМ

11.00–12.00 Intro и дискуссия в группах

О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?

Поговорим о том, что будет происходить на этой неделе, — и обсудим в группах, что такое хорошее общество

12.00–13.15 Дискуссия

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШЕЕ ОБЩЕСТВО?

Суммируем результаты групповых обсуждений с куратором школы, социологом Эллой Панеях — и составим карту наших представлений 

13.30–14.30 Лекция

ПОЧЕМУ У ЕВРОПЫ ПОЛУЧИЛОСЬ?

Как происходит модернизация — и как было построено первое современное общество? Обсудим с экономистом Дмитрием Травиным

15.30–17.30 Игра в группах

ДИЗАЙН ИНСТИТУТОВ

Построим хорошее общество сами и обсудим выбранные модели

18.00–19.00 Игра

ДИЗАЙН ИНСТИТУТОВ: РАЗБОР

Подведем итоги предыдущей игры с кураторами групп и куратором школы Эллой Панеях

19.00–19.30 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

20.00–22.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

26 окт | пн

ЛЮДИ ПОД МИКРОСКОПОМ

КАК И ЗАЧЕМ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ ИЗУЧАЮТ ОБЩЕСТВО?

14:00-15:00 Лекция

MUST A GOOD SOCIETY BE MADE OF GOOD PEOPLE?

Свен Герст — философ, преподаватель King’s College London, тренер образовательных программ, эксперт Фонда Фридриха Науманна. Лекция пройдет по-английски

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВА

Прочтем текст о современных стадиях модернизации — и обсудим, как наши потребности и взгляды на жизнь меняют общество


18.00–19.30 Лекция

СООБЩЕСТВО — БЮРОКРАТИЯ — СЕТЬ

Что делает общество «хорошим» — и как эти механизмы изучают социальные науки? Как связаны доверие и социальный капитал и причем тут институты? Поговорим с социологом и куратором школы Эллой Панеях

19.45–21.30 Игра

РАЗВИТИЕ — КАТАСТРОФА — РАЗВИТИЕ

Смоделируем процессы, меняющие общество, — и попробуем их описать на языке нескольких социальных теорий

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше


22.00–23.00 After hours

ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА

Посмотрим кино, сыграем в открытый микрофон или устроим вечеринку — на ваш выбор

26 окт | пн

ЛЮДИ ПОД МИКРОСКОПОМ

КАК И ЗАЧЕМ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ ИЗУЧАЮТ ОБЩЕСТВО?

14:00-15:00 Лекция

MUST A GOOD SOCIETY BE MADE OF GOOD PEOPLE?

Свен Герст — философ, преподаватель King’s College London, тренер образовательных программ, эксперт Фонда Фридриха Науманна. Лекция пройдет по-английски

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВА

Прочтем текст о современных стадиях модернизации — и обсудим, как наши потребности и взгляды на жизнь меняют общество

18.00–19.30 Лекция

СООБЩЕСТВО — БЮРОКРАТИЯ — СЕТЬ

Что делает общество «хорошим» — и как эти механизмы изучают социальные науки? Как связаны доверие и социальный капитал — и причем тут институты? Поговорим с социологом и куратором школы Эллой Панеях

19.30–21.30 Игра

РАЗВИТИЕ — КАТАСТРОФА — РАЗВИТИЕ

Смоделируем процессы, меняющие общество, — и попробуем их описать на языке нескольких социальных теорий

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА

Посмотрим кино, сыграем в открытый микрофон или устроим вечеринку — на ваш выбор

27 окт | вт

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

КАК ЛЮДИ МЕНЯЮТ ОБЩЕСТВО — И ДОГОВАРИВАЮТСЯ ОБ ЭТИХ ИЗМЕНЕНИЯХ?

17.00–17.10 Intro в группах

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

КАК МЕНЯЕТСЯ УКЛАД?

Прочтем несколько текстов о том, как происходят радикальные изменения в общественных практиках: почему то, что казалось незыблемым вчера, отвергается сегодня? 

18.00–19.00 Кейс-стади

РЕВОЛЮЦИИ ЦЕННОСТЕЙ

Вместе с писателем Сергеем Кузнецовым  разберем, как и почему происходят резкие изменения в общественных ценностях — в 1960-е и сегодня, на наших глазах


 19.30–21.30 Игра

БИЗНЕС ПО ЗАПИСНОЙ КНИЖКЕ

Проверим, как работают социальные связи — и что бывает, когда они не работают

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

27 окт | вт

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

КАК ЛЮДИ МЕНЯЮТ ОБЩЕСТВО — И ДОГОВАРИВАЮТСЯ ОБ ЭТИХ ИЗМЕНЕНИЯХ?

17.00–17.10 Intro в группах

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

КАК МЕНЯЕТСЯ УКЛАД?

Прочтем несколько текстов о том, как происходят радикальные изменения в общественных практиках: как то, что казалось незыблемым вчера, отвергается сегодня  

18.00–19.00 Кейс-стади

РЕВОЛЮЦИИ ЦЕННОСТЕЙ

Вместе с писателем Сергеем Кузнецовым  разберем, как и почему происходят резкие изменения в общественных ценностях — в 1960-е и сегодня, на наших глазах

 19.30–21.30 Игра

БИЗНЕС ПО ЗАПИСНОЙ КНИЖКЕ

Проверим, как работают социальные связи, — и что бывает, когда они не работают

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

28 окт | ср

ВНЕШНИЙ ШОК

КАК ОБЩЕСТВО РЕАГИРУЕТ НА ВНЕЗАПНЫЙ КРИЗИС?

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

ЭТО ПАНДЕМИЯ

Прочтем несколько текстов о том, как различные общества переживали и переживают эпидемию ковида — и как реагируют на существенные ограничения своих свобод

18.00–19.30 Кейс-стади в группах

ЧЕРНЫЙ ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ

Поставим мысленный эксперимент в жанре дистопии: внезапный внешний шок эпидемии поставил привычную жизнь на паузу, а мы стали пассивными наблюдателями человеческой смерти и экономического упадка. Что будет дальше?


20.00–21.00 Лекция и дискуссия

ХРОНИКИ КАРАНТИНА

Эпидемия ковида спровоцировала глобальный кризис: каковы были ответы на происходящее в разных странах, какими стратегиями пользовались государства — и как мы можем оценить их эффект? Обсудим с экономистом Константином Сониным 

21.00–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

28 окт | ср

ВНЕШНИЙ ШОК

КАК ОБЩЕСТВО РЕАГИРУЕТ НА ВНЕЗАПНЫЙ КРИЗИС?

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

ЭТО ПАНДЕМИЯ

Прочтем несколько текстов о том, как различные общества переживали и переживают эпидемию ковида — и как реагируют на существенные ограничения своих свобод

18.00–19.30 Кейс-стади в группах

ЧЕРНЫЙ ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ

Поставим мысленный эксперимент в жанре дистопии: внезапный внешний шок эпидемии поставил привычную жизнь на паузу, а мы стали пассивными наблюдателями человеческой смерти и экономического упадка. Что будет дальше?

20.00–21.00 Лекция и дискуссия

ХРОНИКИ КАРАНТИНА

Эпидемия ковида спровоцировала глобальный кризис: каковы были ответы на происходящее в разных странах, какими стратегиями пользовались государства — и как мы можем оценить их эффект? Обсудим с экономистом Константином Сониным 

21.00–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

29 окт | чт

ХОРОШАЯ СЛОЖНОСТЬ

КАК ЖИТЬ С ДРУГИМИ — ТАКИМИ И НЕ ТАКИМИ, КАК МЫ?

14.00–17.00 Большая игра

ТРАДИЦИЯ, МОДЕРН, ПОСТМОДЕРН: ПРАВИЛА ИГРЫ

Суммируем и применим полученные на школе навыки — и проверим, как работают инструменты общественного развития в частной жизни. Построим бизнес и придумаем стратегию его развития, оперируя различными ценностями и стимулами для разных общественных групп 

17.30–19.00 Заключительная лекция

СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВО

Общество  постоянно меняется, а мы вынуждены постоянно договариваться друг с другом про то, как хотим жить вместе. Меняемся и мы сами, и общественные институты, которые мы построили. Обсудим возможности, вызовы и угрозы эпохи распада институтов модерна — в заключительной лекции куратора школы Эллы Панеях

19:00–20:00 Финал

ИТОГИ

Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления об устройстве общества и ценностях, которые за ним стоят

29 окт | чт

ХОРОШАЯ СЛОЖНОСТЬ

КАК ЖИТЬ С ДРУГИМИ — ТАКИМИ И НЕ ТАКИМИ, КАК МЫ?

14.00–17.00 Большая игра

ТРАДИЦИЯ, МОДЕРН, ПОСТМОДЕРН: ПРАВИЛА ИГРЫ

Суммируем и применим полученные на школе навыки — и проверим, как работают инструменты общественного развития в частной жизни. Построим бизнес и придумаем стратегию его развития, оперируя ценностями и возможными стимулами для разных общественных групп 

17.30–19.00 Заключительная лекция

СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВО

Общество  постоянно меняется, а мы вынуждены постоянно договариваться друг с другом про то, как хотим жить вместе. Меняемся и мы сами, и общественные институты, которые мы построили. Обсудим возможности, вызовы и угрозы эпохи распада институтов модерна — в заключительной лекции куратора школы Эллы Панеях

19:00–20:00 Финал

ИТОГИ

Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления об устройстве общества и ценностях, которые за ним стоят

Партнеры


Партнеры


Как попасть на школу


В школе могут принять участие студенты и недавние выпускники любых российских и зарубежных вузов, говорящие и читающие на русском языке. Для того, чтобы подать заявку, вам нужно: 

1. Заполнить форму простой регистрации — тогда мы пришлем вам напоминание о дедлайне по заявкам

2. Прислать на contest@inliberty.ru короткое (до 2 минут) видео о себе и о том, почему вы хотите принять участие в школе, — не нужно технических ухищрений, просто запишите себя на телефон

3. Также прислать на contest@inliberty.ru короткое эссе (до 4000 знаков) — на любую тему из приведенных ниже

Ваш текст и видео лучше всего прислать нам ссылками на открытые файлы на Google диске или другом файлообменнике.  

Дедлайн для заявки — 18 октября до конца дня.

Жюри определит участников школы 22 октября — мы пришлем вам на почту подтверждение и все необходимые инструкции. Если вы подавали заявку на школу, но она не прошла отбор, мы вам тоже напишем.

Темы для эссе


Кейс 1: Позитивная дискриминация

Ваш университет вводит новые правила приема экзаменов: студенты, проработавшие хотя бы год после школы или отслужившие в армии, получают преимущества перед вчерашними школьниками: ведь очень понятно, что они позабыли большую часть школьной программы и им приходится догонять остальных. Поддержите ли вы это решение администрации? Если вы против — намерены ли вы протестовать (и как именно?) или может быть предпримете что-то еще?

Кейс 2: Последствия эпидемии

Прошло пять лет после эпидемии ковида, и ученые выяснили, что у переболевших существенно снижаются когнитивные способности, сдает память и часто рождаются больные дети. В распоряжении правительства есть база протестированных и переболевших: что с вашей точки зрения нужно сделать с этими данными? Нужно ли открыть их для всех граждан, использовать правительству в закрытом режиме (и для чего?) — или эти данные должны быть уничтожены?

Кейс 3: Бизнес по записной книжке

Экономический и политический кризис привел к распаду привычных связей и инфраструктуры. Крупные заводы, университеты, большие частные фирмы стагнируют и задерживают зарплату, транспорт ходит с перебоями, банки не выдают деньги, курс национальной валюты летит в пропасть. Интернет, тем не менее, функционирует везде, где есть электричество. Вы молоды, энергичны, у вас есть друзья, социальные сети и минимальный стартовый капитал, который стремительно дешевеет. Что предпримете?

Несколько советов для тех, кто пишет эссе


  1. Выберите один из кейсов
  2. Ваш текст не должен превышать 4000 знаков с пробелами
  3. Не ориентируйтесь на академический стиль изложения. Пожалуйста, пишите текст так, чтобы он был понятен и интересен вам самому
  4. Сохраняйте в тексте четкую и ясную структуру. У текста, как минимум, должны быть начало, конец и середина
  5. Аргументируйте. Из текста должно быть точно ясно: что именно вы хотите сказать; почему вы так считаете (какие аргументы вы рассмотрели и как их оценили); какие примеры, аналогии, исследования поддерживают вашу точку зрения
  6. Помните, что у кейсов нет правильного или неправильного решения

25 апреля | ср