6–10 дек | вс–чт

Любое общество состоит из непохожих друг на друга людей с разными интересами и ценностями, разными представлениями о должном и прекрасном. Для того чтобы этот сложный механизм мог работать, существуют правила.

Некоторые из них сложились спонтанно, в результате бесконечного числа конкретных человеческих взаимодействий. Другие создаются и меняются «сверху»: конституции, указы, законы и так далее призваны обеспечить работу общественного механизма, минимизирующего конфликты между людьми.

Всегда ли это удается? Что делать, если закон плох и воспринимается нами как несправедливый? Наконец, что происходит с теми, кто нарушает закон? Нужно ли стремиться «исправить» этих людей, или достаточно их наказать? А как определить эту «достаточность»? 

Разберемся в правилах, по которым живет общество, и способах, которыми оно борется с их нарушителями.

КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

ПРОГРАММА

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Как проходит школа


Все занятия школы проходят онлайн, с помощью Zoom и других приложений для коллективных действий. Участники школы заранее получают детальное расписание и все необходимые инструкции для участия в видео-конференциях, а также ридер, которым мы будем пользоваться во время занятий. В первый и последний день школа работает full-time, в промежуточные дни занятия проходят после обеда.

Участниками школы станут 100 студентов: некоторые сессии будут общими для всего потока, основная часть занятий пройдет в группах по 25 человек, каждая под руководством собственного куратора.

Вы научитесь 


1

Разбираться 
в устройстве социальных норм и тех способов, которыми общество борется с их нарушением

2

Думать о праве и правилах с точки зрения этики, социологии и экономики

3

Аргументировать свою позицию — и вести продуктивный диалог с теми, кто не разделяет ваши взгляды 

Преподаватели


Роман Бевзенко

Юрист, руководитель практики спецпроектов компании «Пепеляев Групп», профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук

Илья Венявкин

Историк, директор образовательных программ InLiberty

Григорий Вайпан

Юрист, эксперт по конституционному праву и восстановительному правосудию

Борис Грозовский

Экономический журналист, автор телеграм-канала EventsAndTexts, куратор школы

Алексей Захаров

Экономист, доцент факультета экономических наук Высшей школы экономики

Артем Земцов

Политолог, сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ

Владимир Кудрявцев

Криминолог, младший научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге

Дарья Кузнецова

Младший научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге

Элла Панеях

Социолог, эксперт лаборатории Social Sciences Lab

Юлия Пацюкова

Социолог, менеджер проекта Oxford Russia Fellowship

Кирилл Прудников

Старший продюсер Skillbox, методист школы

Александра Припадчева

Стажер-исследователь Международной лаборатории макроэкономического анализа Высшей школы экономики

Наталья Секретарева

Юрист, специалист по конституционному праву и восстановительному правосудию, координатор программы Московской Хельскинской группы

Кирилл Титаев

Социолог, директор по исследованиям Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге

Екатерина Шульман

Политолог, доцент кафедры политических и правовых учений факультета политических наук Московской высшей школы социальных и экономических наук

Елена Юришина

Юрист, социолог права, стипендиатка Oxford Russia Fellowship

Программа


6 дек | вс

КАК РАБОТАЮТ ПРАВИЛА?

И ЧТО ОБ ЭТОМ ЗНАЮТ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

11.00–12.00 Intro и дискуссия в группах

О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?

Поговорим о том, что будет происходить на школе, и обсудим в группах, как устроены правила, по которым живет общество

12.00–12.40 Лекция

ЭТО НОРМА

В чем разница между писаным законом и негласной нормой? Обсудим с экономистом Алексеем Захаровым, почему даже самый хороший закон не способен поменять сложившиеся в обществе правила игры

13.00–13.40 Лекция

КТО ЗДЕСЬ ПРЕСТУПНИК?

Почему люди совершают преступления и как общество определяет, кто преступник, а кто — нет? Обсудим с социологом Эллой Панеях, как социальные науки думают про девиантное поведение


13.40–14.20 Лекция

ХОРОШИЙ ЗАКОН

Право — это «то, что написано в законе»? Каким должен быть хороший закон — и как он должен быть написан? Поговорим с юристом Романом Бевзенко

15.20–16.30 Дискуссия

КАК РАБОТАЮТ ПРАВИЛА?

Вместе с кураторами групп и куратором школы обсудим, почему одни законы работают — а другие нет

16.40–19.00 Игра

ДИЗАЙН ПРАВИЛ

Как создать правила, которые будут соблюдаться? Придумываем правила для этой школы, ее участников и кураторов


19.30–19.45 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

20.00–22.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

6 дек | вс

КАК РАБОТАЮТ ПРАВИЛА?

И ЧТО ОБ ЭТОМ ЗНАЮТ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

11.00–12.00 Intro и дискуссия в группах

О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?

Поговорим о том, что будет происходить на школе, и обсудим в группах, как устроены правила, по которым живет общество

12.00–12.40 Лекция

ЭТО НОРМА

В чем разница между писаным законом и негласной нормой? Обсудим с экономистом Алексеем Захаровым, почему даже самый хороший закон не способен поменять сложившиеся в обществе правила игры

13.00–13.40 Лекция

КТО ЗДЕСЬ ПРЕСТУПНИК?

Почему люди совершают преступления и как общество определяет, кто преступник, а кто — нет? Обсудим с социологом Эллой Панеях, как социальные науки думают про девиантное поведение

13.40–14.20 Лекция

ХОРОШИЙ ЗАКОН

Право — это «то, что написано в законе»? Каким должен быть хороший закон? И как он должен быть написан? Поговорим с юристом Романом Бевзенко

15.20–16.30 Дискуссия

КАК РАБОТАЮТ ПРАВИЛА?

Вместе с кураторами групп и куратором школы обсудим, почему одни законы работают — а другие нет

16.40–19.00 Игра

ДИЗАЙН ПРАВИЛ

Как создать правила, на основе которых мы можем договориться? Придумываем правила для этой школы, ее участников и кураторов

19.30–19.45 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

20.00–22.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

7 дек | пн

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НАРУШАЮТ ПРАВИЛА?

И КАК НА ЭТО ВЛИЯЕТ ГОСУДАРСТВО

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором


17.10–18.00 Ридинг-группы

ГЛАВНОЕ — МОТИВ

Прочтем и обсудим несколько классических текстов о том, почему люди совершают преступления — и что влияет на поведение преступника

18.00–19.00 Дискуссия

ПРЕСТУПЛЕНИЕ: ВСЕ ОТНОСИТЕЛЬНО

Преступление — это социальное понятие. Как работа полиции и уголовная политика влияют на то, кто становится преступником и жертвой? Обсудим с социологом Кириллом Титаевым и криминологом Владимиром Кудрявцевым


19.20–21.30 Игра

ЭФФЕКТ КОБРЫ

Примерим на себя роль регулятора и разберем стимулы, которые ведут к сокращению и, наоборот, к росту преступлений

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА

Посмотрим кино, сыграем в открытый микрофон или устроим вечеринку — на ваш выбор

7 дек | пн

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НАРУШАЮТ ПРАВИЛА?

И КАК НА ЭТО ВЛИЯЕТ ГОСУДАРСТВО

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

ГЛАВНОЕ — МОТИВ

Прочтем несколько текстов о том, почему люди совершают преступления — и что влияет на поведение преступника

18.00–19.00 Дискуссия

ПРЕСТУПЛЕНИЕ: ВСЕ ОТНОСИТЕЛЬНО

Преступление — это социальное понятие. Как работа полиции и уголовная политика влияют на то, кто становится преступником и жертвой? Обсудим с социологом Кириллом Титаевым и криминологом Владимиром Кудрявцевым

19.20–21.30 Игра

ЭФФЕКТ КОБРЫ

Примерим на себя роль регулятора и разберем стимулы, которые ведут к сокращению и, наоборот, к росту преступлений

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА

Посмотрим кино, сыграем в открытый микрофон или устроим вечеринку — на ваш выбор

8 дек | вт

НУЖНА ЛИ НАМ ТЮРЬМА?

И ЧЕГО МЫ ДОБИВАЕМСЯ, ИЗОЛИРУЯ ПРЕСТУПНИКА

17.00–17.10 Intro в группах

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Прочтем несколько классических текстов о тюрьме — и обсудим, зачем общество изолирует преступников

18.00–19.00 Кейс-стади

ИНСТИТУТ ТЮРЬМЫ

Один из самых мрачных и сложно реформируемых институтов современного общества, тюрьма кажется абсолютным злом. Почему так вышло — и почему мы готовы лишать преступника не только свободы, но и достоинства?


 19.20–21.30 Игра

ТЮРЕМНАЯ РЕФОРМА

Можно ли перепридумать устройство тюрьмы — и может ли тюрьма стать лучше? 

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

8 дек | вт

НУЖНА ЛИ НАМ ТЮРЬМА?

ЧЕГО МЫ ДОБИВАЕМСЯ, ИЗОЛИРУЯ ПРЕСТУПНИКА

17.00–17.10 Intro в группах

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Прочтем несколько текстов о тюрьме — и обсудим, зачем общество изолирует преступников

18.00–19.00 Кейс-стади

ИНСТИТУТ ТЮРЬМЫ

Один из самых мрачных и сложно реформируемых институтов современного общества, тюрьма кажется абсолютным злом. Почему так вышло — и почему мы готовы лишать преступника не только свободы, но и достоинства?

 19.20–21.30 Игра

ТЮРЕМНАЯ РЕФОРМА

Можно ли перепридумать устройство тюрьмы — и может ли тюрьма стать лучше?

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

9 дек | ср

ПОЧЕМУ ПРАВИЛА ВСЕ ВРЕМЯ МЕНЯЮТСЯ?

И КАК ПРАВИЛЬНО МЕНЯТЬ ПРАВИЛА

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

ВСЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ

Прочтем и обсудим несколько  текстов о том, как общество принимает и отвергает правила, по которым живет

18.00–19.00 Лекция

ЗАКОН И ПОРЯДОК

Законодатели стремятся принять закон на века, но ход времени требует изменений. Должно ли правовое поле оставаться стабильным? Как оно может меняться? Как это устроено сейчас в России, и как должно быть устроено? Обсудим с политологом Екатериной Шульман


19.10–21.30 Дебаты

РЕФОРМИРУЙ ЭТО

Законы меняются с течением времени, появлением новых угроз или как результат сиюминутных политических решений. В формате дебатов поспорим о нескольких нововведениях в мировой практике — и решим, оправданы ли они

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

9 дек | ср

ПОЧЕМУ ПРАВИЛА ВСЕ ВРЕМЯ МЕНЯЮТСЯ?

И КАК ПРАВИЛЬНО МЕНЯТЬ ПРАВИЛА

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

ВСЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ

Прочтем и обсудим несколько текстов о том, как общество принимает и отвергает правила, по которым живет

18.00–19.00 Лекция

ЗАКОН И ПОРЯДОК

Законодатели стремятся принять закон на века, но ход времени требует изменений. Должно ли правовое поле оставаться стабильным? Как оно может меняться? Как это устроено сейчас в России, и как должно быть устроено? Обсудим с политологом Екатериной Шульман

19.10–21.30 Дебаты

РЕФОРМИРУЙ ЭТО

Законы меняются с течением времени, появлением новых угроз или как результат сиюминутных политических решений. В формате дебатов поспорим о нескольких нововведениях в мировой практике — и решим, оправданы ли они

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

10 дек | чт

КАК ЖИТЬ ПО ПРАВИЛАМ?

ОСОБЕННО КОГДА ОНИ НЕСПРАВЕДЛИВЫ

14.00–18.30 Mock Trial

ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ

«Хорошая» правоохранительная система основана на законах и принципах, которые лежат в основе этих законов. Но что делать, если система работает против нас? Суммируем и применим полученные на школе навыки в большой игре: рассмотрим несколько знаменитых судебных решений — и обсудим, можно ли не соблюдать несправедливый закон — и как быть с преступлениями без жертвы

19:00–20:00 Финал

ИТОГИ

Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления об устройстве правил, по которым живет общество 

10 дек | чт

КАК ЖИТЬ ПО ПРАВИЛАМ?

ОСОБЕННО КОГДА ОНИ НЕСПРАВЕДЛИВЫ

14.00–18.30 Mock Trial

ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ

«Хорошая» правоохранительная система основана на законах и принципах, которые лежат в основе этих законов. Но что делать, если система работает против нас? Суммируем и применим полученные на школе навыки в большой игре: рассмотрим несколько знаменитых судебных решений — и обсудим, можно ли не соблюдать несправедливый закон — и как быть с преступлениями без жертвы

19:00–20:00 Финал

ИТОГИ

Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления об устройстве правоприменения в обществе 

Партнеры


Партнеры


Как попасть на школу


В школе могут принять участие студенты и недавние выпускники любых российских и зарубежных вузов, говорящие и читающие на русском языке. Для того, чтобы подать заявку, вам нужно: 

1. Заполнить форму простой регистрации — тогда мы пришлем вам напоминание о дедлайне по заявкам

2. Прислать на contest@inliberty.ru короткое (до 2 минут) видео о себе и о том, почему вы хотите принять участие в школе, — не нужно технических ухищрений, просто запишите себя на телефон

3. Также прислать на contest@inliberty.ru короткое эссе (до 4000 знаков) — на любую тему из приведенных ниже

Ваш текст и видео лучше всего прислать нам ссылками на открытые файлы на Google диске или другом файлообменнике.  

Дедлайн для заявки — 28 ноября до конца дня.

Жюри определит участников школы 2 декабря — мы пришлем вам на почту подтверждение и все необходимые инструкции. Если вы подавали заявку на школу, но она не прошла отбор, мы вам тоже напишем.

Темы для эссе


Кейс 1: Охотники за головами

В стране N из-за роста преступности часть полицейских функций была приватизирована. Теперь всякий, кто задерживает правонарушителя, получает вознаграждение в размере штрафа, который преступник заплатил бы государству, будь он задержан полицией. «Охотники за головами» сами привлекаются к ответственности, если причинили вред невиновному (ошиблись) или нанесли урон правонарушителю. Работоспособна ли такая система? В чем ее достоинства и недостатки? Если система вам не нравится, аргументируйте, в чем ее недостатки, если нравится — обоснуйте, чем она хороша, и придумайте, как сделать ее еще лучше.

Кейс 2: Виновны в будущих преступлениях

К 2150 году социологи и психологи научились с очень высокой точностью предсказывать, кто из 16–18-летних подростков в будущем совершит тяжелые преступления (ученые анализируют поведение, эмоции, когнитивные способности, склонность к алкоголю и наркотикам, уровень дохода и профиль занятости родителей, место проживания, состав семьи и т.д.). Что делать с этими данными? Можно ли использовать их для предотвращения будущих преступлений, и как именно?

Кейс 3: COVID-вечеринки

В стране Х в 2020 году несколько человек решили организовывать COVID-вечеринки с участием инфицированных людей. Их цель — способствовать тому, чтобы как можно больше людей переболело ковидом — и чтобы у их сограждан тем самым как можно скорее выработался коллективный иммунитет. Участники этих вечеринок знали, на что идут, и делали это добровольно, однако несколько из них заболели и умерли. Что в такой ситуации следует предпринять законодателю — и нужно ли ему что-то предпринимать?

Несколько советов для тех, кто пишет эссе


  1. Выберите один из кейсов
  2. Ваш текст не должен превышать 4000 знаков с пробелами
  3. Не ориентируйтесь на академический стиль изложения. Пожалуйста, пишите текст так, чтобы он был понятен и интересен вам самому
  4. Сохраняйте в тексте четкую и ясную структуру. У текста, как минимум, должны быть начало, конец и середина
  5. Аргументируйте. Из текста должно быть точно ясно: что именно вы хотите сказать; почему вы так считаете (какие аргументы вы рассмотрели и как их оценили); какие примеры, аналогии, исследования поддерживают вашу точку зрения
  6. Помните, что у кейсов нет правильного или неправильного решения

25 апреля | ср