23–27 авг | вс–чт

Сколько существует общество, столько люди думают о том, какая политическая система лучше других представляет интересы человека и что именно отличает «доброе» правление от «дурного». Консенсус был достигнут в XX веке, когда общепризнанным политическим идеалом стала демократия, однако с тех пор все изменилось.

Оказалось, что демократические режимы могут приводить к власти авторитарных политиков или популистов, способны принимать идиотские решения, часто проигрывают не-демократиям в экономике и в целом политически нестабильны. Утверждение о кризисе демократии стало общим местом, и вопрос о «добром» правлении снова в повестке дня.

Что не так с демократией — или с тем, как мы о ней думаем, — какой она бывает и как работает, можно ли починить ее — и что все это значит не для учебника истории, а для каждого из нас?

КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

ПРОГРАММА

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Как проходит школа


Все занятия школы проходят онлайн, с помощью Zoom и других приложений для коллективных действий. Участники школы заранее получат детальное расписание и все необходимые инструкции для участия в видео-конференциях, а также ридер, которым мы будем пользоваться во время занятий. В первый и последний день школа работает full-time, в промежуточные дни занятия проходят во второй половине дня.

Участниками школы станут 100 студентов: некоторые сессии будут общими для всего потока, большая часть пройдет в группах по 25 человек, каждая под руководством собственного куратора.

Вы научитесь


1

Разбираться в устройстве 
политических режимов и стоящих за ними ценностей

2

Использовать 
инструменты демократии, чтобы принимать сложные коллективные решения 

3

Аргументировать свою позицию — и вести диалог с теми, кто не разделяет ваши ценности

Преподаватели


Юрий Агафонов

Научный сотрудник Лаборатории прикладного политического анализа СЗИУ РАНХиГС, докторант Университета Хельсинки

Илья Венявкин

Директор образовательных программ InLiberty

Владимир Гельман

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и университета Хельсинки

Иван Григорьев

Доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Григорий Голосов

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге

Маргарита Завадская

Научный сотрудник факультета политических наук Европейского университета в СПб и Александровского института Университета Хельсинки

Михаил Комин

Директор по исследованиям Центра перспективных управленческих решений

Егор Коробкин

Политолог, ведущий эксперт проектного центра «Инфометр»

Иван Курилла

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге

Илья Локшин

Доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Элеонора Минаева

Политолог, научный сотрудник Центра сравнительных исторических и политических исследований, Пермь

Виктория Полторацкая

Аспирант Центрально-европейского университета (CEU, Будапешт)

Кирилл Прудников

Заместитель директора школы им. Горчакова

Егор Стрельцов

Политолог, стажер исследовательского центра Res Publica

Программа


23 авг | вс

ЭКСПРЕСС-ТУР ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ЗАЧЕМ НУЖНА ДЕМОКРАТИЯ?

11.00–12.00 Intro

О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?

Поговорим о том, что будет происходить на этой неделе, — и сразу же устроим голосование

12.00–13.00 Лекция

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ДЕМОКРАТИЯ?

Обсудим, в каких условиях и почему появились демократические институты — вместе с политологом Иваном Григорьевым

13.30–14.45 Брейнсторм в группах

КАК ВСЕ ЭТО РАБОТАЕТ: ЦЕННОСТИ

Что делает демократию демократией — и какие ценности лежат в ее основе? Разделимся на группы и определим неотъемлемые черты демократии


15.00–16.30 Лекция

КАК ВСЕ ЭТО РАБОТАЕТ: ИНСТИТУТЫ

Обсудим основные типы демократических институтов и начертим базовое устройство демократии вместе с политологом Ильей Локшиным

17.00–19.00 Игра

СТРАНА Х — ИНСТИТУТЫ Y

Подберем для ряда представленных в игре стран институты, наиболее соответствующие их политическому и социальному контексту, а потом проверим, что там было в реальности

19.30–20.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше


20.30–22.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

23 авг | вс

ЭКСПРЕСС-ТУР ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ЗАЧЕМ НУЖНА ДЕМОКРАТИЯ?

11.00–12.00 Intro

О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?

Поговорим о том, что будет происходить на этой неделе, — и сразу же устроим голосование

12.00–13.00 Лекция

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ДЕМОКРАТИЯ?

Обсудим, в каких условиях и почему появились демократические институты — вместе с политологом Иваном Григорьевым

13.30–14.45 Брейнсторм в группах

КАК ВСЕ ЭТО РАБОТАЕТ: ЦЕННОСТИ

Что делает демократию демократией — и какие ценности лежат в ее основе? Разделимся на группы и определим неотъемлемые черты демократии

15.00–16.30 Лекция

КАК ВСЕ ЭТО РАБОТАЕТ: ИНСТИТУТЫ

Обсудим основные типы демократических институтов и начертим базовое устройство демократии вместе с политологом Ильей Локшиным

17.00–19.00 Игра

СТРАНА Х — ИНСТИТУТЫ Y

Подберем для ряда представленных в игре стран институты, наиболее соответствующие их политическому и социальному контексту, а потом проверим, что там было в реальности

19.30–20.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

20.30–22.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

24 авг | пн

ГЛАВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

И ЧТО С НЕЙ ПРОИСХОДИТ СЕГОДНЯ?

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

Прочтем фрагменты книги Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке» и обсудим ценности и идеи, которые легли в основу политического устройства США

18.00–19.00 Кейс-стади

ПРИРОДА ПРОТЕСТА

Может ли демократия решить проблему равенства прав? Поговорим с историком и американистом Иваном Куриллой о причинах Black Lives Matter


19.30–21.30 Игра

НАКАНУНЕ ШТОРМА

Поиграем в сослагательное наклонение: если представить себе политический климат в Америке до начала протестов — что можно было бы сделать иначе?

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА

Посмотрим кино, сыграем в открытый микрофон или устроим вечеринку — на ваш выбор

24 авг | пн

ГЛАВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

И ЧТО С НЕЙ ПРОИСХОДИТ СЕГОДНЯ?

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

Прочтем выдержки из книги Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке» и обсудим ценности и идеи, которые легли в основу политического устройства США

18.00–19.00 Кейс-стади

ПРИРОДА ПРОТЕСТА

Может ли демократия решить проблему равенства прав? Поговорим с историком и американистом Иваном Куриллой о причинах Black Lives Matter

19.30–21.30 Игра

НАКАНУНЕ ШТОРМА

Поиграем в сослагательное наклонение: если представить себе политический климат в Америке до начала протестов — что можно было бы сделать иначе?

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА

Посмотрим кино, сыграем в открытый микрофон или устроим вечеринку — на ваш выбор

25 авг | вт

К НОВОЙ НЕСВОБОДЕ

ПОЧЕМУ ДЕМОКРАТИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В АВТОРИТАРИЗМ?

17.00–17.10 Intro в группах

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

КАК ВСЕ МЕНЯЕТСЯ К ХУДШЕМУ?

Прочтем главные тексты о том, как и почему работающая демократия становится тиранией

18.00–19.00 Кейс-стади

ПОЧЕМУ ДЕМОКРАТИИ УМИРАЮТ?

Вместе с политологом Владимиром Гельманом разберем, как и почему демократические режимы превращаются в гибридные и авторитарные


19.30–21.00 Игра

ТИРАНИЯ: ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ 

На одном знакомом всем примере проанализируем, как происходит превращение демократии в не-демократию

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

25 авг | вт

К НОВОЙ НЕСВОБОДЕ

ПОЧЕМУ ДЕМОКРАТИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В АВТОРИТАРИЗМ?

17.00–17.10 Intro в группах

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

КАК ВСЕ МЕНЯЕТСЯ К ХУДШЕМУ?

Прочтем главные тексты о том, как и почему работающая демократия становится тиранией

18.00–19.00 Кейс-стади

ПОЧЕМУ ДЕМОКРАТИИ УМИРАЮТ?

Вместе с политологом Владимиром Гельманом разберем, как и почему демократические режимы превращаются в гибридные и авторитарные

19.30–21.00 Игра

ТИРАНИЯ: ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ 

На одном знакомом всем примере проанализируем, как происходит превращение демократии в не-демократию

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами

26 авг | ср

COPY/PASTE

МОЖНО ЛИ СКОПИРОВАТЬ ДЕМОКРАТИЮ?

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

МЫ ЗНАЕМ, КАК ПРАВИЛЬНО

Прочтем несколько текстов постколониальной критики — и обсудим, можно ли навязать хорошие правила обществу, которое находится в плохих обстоятельствах

18.00–19.00 Кейс-стади

ПРИЖИВЕТСЯ ИЛИ НЕТ?

На примере четырех кейсов разберем, почему удавались или проваливались попытки внедрить демократические институты в различных сообществах


19.30–21.30 Лекция и дискуссия

ПОМОЩЬ VS ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Работает ли принуждение к свободе? Поспорим об известных случаях участия развитых демократий в делах демократий молодых

21.45–22.15 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

26 авг | ср

COPY/PASTE

МОЖНО ЛИ СКОПИРОВАТЬ ДЕМОКРАТИЮ?

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором

17.10–18.00 Ридинг-группы

МЫ ЗНАЕМ, КАК ПРАВИЛЬНО

Прочтем несколько текстов постколониальной критики — и обсудим, можно ли навязать хорошие правила обществу, которое находится в плохих обстоятельствах

18.00–19.00 Кейс-стади

ПРИЖИВЕТСЯ ИЛИ НЕТ?

На примере четырех кейсов разберем, почему удавались или проваливались попытки внедрить демократические институты в различных сообществах

19.30–21.30 Лекция и дискуссия

ПОМОЩЬ VS ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Работает ли принуждение к свободе? Поспорим об известных случаях участия развитых демократий в делах демократий молодых

21.45–22.15 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше

27 авг | чт

ДИЗАЙН ИНСТИТУТОВ

КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО?

14.00–17.00 Игра

R-ЛЯНДИЯ: ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ СЛОЖНОГО ОБЩЕСТВА

Суммируем и применим полученные на школе навыки — и попробуем разработать общие правила для общества, в котором живут люди с разными и часто конфликтующими взглядами и ценностями

17.30–19.00 Заключительная лекция

ДЕМОКРАТИЯ В РОССИИ

И все-таки: можно ли построить работающую демократию в России? Поразмышляем над возможными сценариями с политологом Григорием Голосовым

19:30–20:00 Финал

ИТОГИ

Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления о политических системах и ценностях, которые за ними стоят

27 авг | чт

ДИЗАЙН ИНСТИТУТОВ

КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО?

14.00–17.00 Игра

R-ЛЯНДИЯ: ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ СЛОЖНОГО ОБЩЕСТВА

Суммируем и применим полученные на школе навыки — и попробуем разработать общие правила для общества, в котором живут люди с разными и часто конфликтующими взглядами и ценностями

17.30–19.00 Заключительная лекция

ДЕМОКРАТИЯ В РОССИИ

И все-таки: можно ли построить работающую демократию в России? Поразмышляем над возможными сценариями с политологом Григорием Голосовым

19.30–20.00 Финал

ИТОГИ

Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления о политических системах и ценностях, которые за ними стоят

Как попасть на школу


В школе могут принять участие студенты любых российских и зарубежных вузов, говорящие и читающие на русском языке. Для того, чтобы подать заявку, вам нужно: 

1. Заполнить форму простой регистрации — тогда мы пришлем вам напоминание о дедлайне по заявкам

2. Прислать на contest@inliberty.ru короткое (до 2 минут) видео о себе и о том, почему вы хотите принять участие в школе, — не нужно технических ухищрений, просто запишите себя на телефон

3. Также прислать на contest@inliberty.ru короткое эссе (до 4000 знаков) — на любую тему из приведенных ниже

Ваш текст и видео лучше всего прислать нам ссылками на открытые файлы на Google диске или другом файлообменнике.  

Дедлайн для заявки — 18 августа до конца дня.

Жюри определит участников школы  21 августа — мы пришлем вам на почту подтверждение и все необходимые инструкции. Если вы подавали заявку на школу, но она не прошла отбор, мы вам тоже напишем.

Темы для эссе


Кейс 1: Неудобное соседство

Вы — президент развитой демократической страны. У вашего государства есть страна-сосед, в которой уже не первый год намечаются авторитарные тенденции — диктатор постепенно ужесточает законы, сокращает количество свобод, фальсифицирует выборы, сажает людей в тюрьмы за оппозиционные взгляды. Вам неуютно рядом с таким соседом (ваши экономические интересы под угрозой, оппозиция критикует ваши договоренности с «кровавым диктатором», а еще у соседа постоянно проходят военные учения на границе с вами). Опишите, как вы стали бы решать эту проблему?

Кейс 2: Вторая волна

Вы управляете страной, которую сильно подкосила пандемия, — ваша экономика состоит преимущественно из малого бизнеса (кафе, ресторанов, баров, маленьких магазинов) и туризма. Тем не менее, в бюджете все еще есть небольшой запас денег «на черный день». По данным соц опросов, в случае новой вспышки от 70 до 80% будут против повторения карантина, а на главной площади столицы ежедневно проходят небольшие митинги против ограничения работы бизнеса. Медики сообщают вам, что в больницах вновь увеличивается число пациентов с коронавирусом. Что вы будете делать? Приведите аргументы в пользу своей позиции.

Кейс 3: Демкоалиция

Вы — популярный оппозиционный политик X в не очень демократической стране. Вас много лет не допускают до выборов, против вас и вашей семьи заведено множество судебных дел, вам не дают организовывать митинги. Накануне грядущих выборов с вами на связь выходит другой популярный оппозиционный политик Y, который предлагает вам свою поддержку и своих сторонников, но с условием, что вы откажетесь баллотироваться на грядущих выборах и публично поддержите кандидата Y. Согласитесь ли вы на подобную сделку? Почему?

Несколько советов для тех, кто пишет эссе


  1. Выберите один из кейсов
  2. Ваш текст не должен превышать 4000 знаков с пробелами
  3. Не ориентируйтесь на академический стиль изложения. Пожалуйста, пишите текст так, чтобы он был понятен и интересен вам самому
  4. Сохраняйте в тексте четкую и ясную структуру. У текста, как минимум, должны быть начало, конец и середина
  5. Аргументируйте. Из текста должно быть точно ясно: что именно вы хотите сказать; почему вы так считаете (какие аргументы вы рассмотрели и как их оценили); какие примеры, аналогии, исследования поддерживают вашу точку зрения
  6. Помните, что у кейсов нет правильного или неправильного решения

25 апреля | ср