ЗOМИЯ

ПРОТИВ

ЛЕВИАФАНА


Институциональный дизайн,

история государства и будущее общества

Двухдневный курс Эллы Панеях

15–16.12.2018  |  сб–вс  |  10:30–19:30

Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили курс

Современное государство — кажется, что оно существовало всегда и без него невозможно представить себе человеческую жизнь, но это не так — государство возникло в определенных исторических обстоятельствах, менялось вместе с ними и продолжает меняться прямо сейчас. Разбираться в этих изменениях значит разбираться в институциональном дизайне современного общества и быть способным менять его к лучшему.



  


  


Куратор



Элла Панеях


Социолог, доцент Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге. В недавнем
 прошлом — директор Института проблем правоприменения в Европейском университете в Санкт-Петербурге

«Современные формы общественной организации — сети, горизонтальные сообщества, свободные объединения людей — справляются с традиционными функциями государства все лучше, и все легче „вытекают“ из-под жесткой сетки государственного регулирования. На этом тренинге мы будем говорить о происхождении современного государства и причинах его могущества и упадка, о попытках жизни вне государства и его, а следовательно и нашем, будущем»

Вы научитесь


1

Думать об истории не как о череде сменяющих друг правителей, а как о процессе институциональных изменений

2

Видеть в окружающей социальной реальности не данность, а результат институционального дизайна

3

Разрабатывать сервисы и проекты, которые могут менять социальную среду вокруг вас и во всей стране

Иллюстрации: MicroProse

Лекторы и тренеры


Андрей Бабицкий

Журналист, главный редактор проекта «ПостНаука»

Илья Венявкин

Историк, директор образовательных программ InLiberty

Михаил Комин

Политолог, публицист, эксперт по направлению «Институты и общество» в Центре стратегических разработок


Артемий Позаненко

Преподаватель факультета социальных наук Высшей школы экономики

Программа


15 дек | сб


10:30–11:10 Интро

ЗАЧЕМ НУЖНО ГОСУДАРСТВО?

Илья Венявкин

И почему мы должны об этом думать?


11:15–12:30 Лекция

СТАЦИОНАРНЫЙ БАНДИТ

ГОСУДАРСТВО КАК КОНСТРУКТ

Элла Панеях

Что современная социальная теория знает о происхождении государства? Как общество прошло путь от племенной жизни до «государства всеобщего благосостояния», а «кочующий бандит» превратился в «оседлого»?


12:45–14:30 Игра

ИНСТИТУТЫ МОДЕРНА

ДИЗАЙН СРЕДЫ

Михаил Комин, Илья Венявкин

Все без исключения государственные институты появились на свет благодаря каким-то конкретным историческим обстоятельствам. Обстоятельства изменились, а что с институтами?


14:30–15:15 Перерыв на обед


15:15–17:15 Игра


ИНСТИТУТЫ МОДЕРНА

ДИЗАЙН СРЕДЫ


Михаил Комин, Илья Венявкин

Продолжение игры


17:30–18:30 Лекция

САМОРАЗВИТИЕ, РАЗНООБРАЗИЕ
И ДРУГИЕ ЦЕННОСТИ

КАК ОБЩЕСТВО СТАЛО
ПРОГРЕССИВНЕЕ ГОСУДАРСТВА?

Элла Панеях

Индустриальному обществу государство обеспечивало стабильность, безопасность
и стандартизацию. Но современным людям
и современной экономике нужно нечто большее. Что прогрессивнее — люди или институты?


18:45–19:30 Итоги дня

КАК ОТЛИЧИТЬ МОДЕРН
ОТ ПОСТМОДЕРНА?

ЛАЙФХАКИ

Элла Панеях

Чем традиционное общество отличается от сегодняшнего, и как использовать знания об этом в собственной повседневной жизни?

16 дек | вс


10:30–11:30 Лекция

САМ СЕБЕ ГОСУДАРСТВО

КАК РАБОТАЕТ ЧИНОВНИК?

Элла Панеях

Как думает и работает главный герой постсоветской реальности, чиновник, и почему мы так часто стремимся избежать его внимания и опеки? На чем основана мания государственного контроля и почему государство постоянно расширяется?


11:45–13:00 Дискуссия

ПОБЕГ В ПРОШЛОЕ

КАК ЖИВЕТ РОССИЯ
ЗА ПРЕДЕЛАМИ БОЛЬШОГО ГОРОДА?

Элла Панеях, Артемий Позаненко

Как устроены повседневные отношения жителя России с государством? Зачем они нужны друг другу? Как и почему россияне уклоняются от государства, когда берут его функции на себя и где действительно в нем нуждаются? 


13:00–14:00 Перерыв на обед


14:00–15:20 Лекция

ПОБЕГ В БУДУЩЕЕ

ЦИФРОВАЯ СРЕДА
И ИЛЛЮЗИЯ КОНТРОЛЯ

Андрей Бабицкий

Как цифровые технологии меняют нашу жизнь и отношение к устаревшим практикам и институтам? Как горизонтальное действие способно улучшить институциональную среду? Есть ли социальные издержки у этого цифрового прогресса?


15:30–18:30 Игра

АЛЬТЕРНАТИВЫ

КАК ПЕРЕПРИДУМАТЬ ИНСТИТУТЫ?

Илья Венявкин, Андрей Бабицкий,
Михаил Комин

Налоговая система не слепок национального характера, а призывная армия не выражение народного духа: все это кто-то когда-то придумал. Как создавать новые социальные формы и механизмы? Какие институты (не)нужны государству сегодня?


18:30–19:30 Фидбэк

ИТОГИ КУРСА

Илья Венявкин, Элла Панеях

Как устроено обучение?


Занятия проходят в течение двух дней в группе от 30 до 50 человек. Курс состоит из лекционных модулей и, в первую очередь, из игр и дискуссий, которые позволяют не просто узнать новые факты и концепции, а сделать их частью собственного интеллектуального опыта — интерактивные форматы позволяют отойти от обучения в роли пассивного слушателя и стать полноценным участником и даже куратором своего образовательного процесса.

Место


Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.

  Столярный переулок, дом 3, корпус 1

Что говорят участники


InLiberty проводит тренинги, летние школы и публичные дискуссии уже много лет. Вот что говорят об этом их участники:

Алина Василенко

Директор просветительских программ Luminary-центр

Курс учит разгадывать логику исторических процессов, которые, на первый взгляд, изменить невозможно, и позволяет посмотреть на идею государственности с другого ракурса: понимаешь, что там есть зона ответственности каждого из нас — и это мотивирует влиять на происходящее в более конструктивной манере. Программа заставляет задуматься о том, как устроено государство и как формируются его приоритеты на протяжении времени, как происходит распределение ролей внутри социума. Помимо всего сказанного, курс — это, конечно, интересные знакомства и дискуссии.                

Никита Абраменко

CEO кредитного сервиса «Поток»

На курсе мне понравились три вещи: фокус на причинах изменений общества, игровая форма и стопроцентная вовлеченность куратора. Элла делала то, что ей было по-настоящему интересно — это чувствовалось на всех занятиях. Лекции сопровождались проигрыванием этапов развития общества в командах, иногда игры предвосхищали теорию и удивительно, как мы воспроизводили поведение общества в уже прошедшей истории. На курсе «Левиафан» ты улавливаешь суть событий, что очень важно, ведь факты можно найти и в «Википедии».

Лена Ванина

Сценарист

Моя работа так устроена, что мне нужно время от времени погружаться в новые миры. Формально, дело и привело меня на курс «Левиафан против Зомии». Это был курс о том, как государство стало государством в том виде, в котором мы его знаем, по каким схемам оно работает, как стационарный бандит превращается в правителя, которому выгодно развивать культуру, как работают социальные стереотипы и почему мы все их заложники. Пару раз (больше) я подумывала бросить сценарии и поступить на соцфак, еще пару (больше) мне было жаль, что это всего три часа в день, а не десять. Вывода не будет. Курсы InLiberty, видимо, — чистое счастье и бомба.