Семейная память в цифровую эпоху
Диджитал-мастерская для старшеклассников

10–14.06.2019 | пн–пт | 11:00–18:15

Наша семейная память слабеет — с каждым десятилетием фактов и имен в ней становится все меньше, а незнакомых лиц на фотографиях из домашних альбомов — все больше. Современные технологии меняют наши привычки и вытесняют бумажные форматы — вместе с семейными альбомами.  

Что нужно сделать прямо сейчас, чтобы спасти историю своей семьи от забвения? В каких формах мы должны сохранять память о своих предках? В каком виде мы оставим наш семейный архив следующему поколению?

Что это будет?


Мы ждем подростков 13–17 лет, которым интересны история и новые медиа. С помощью различных цифровых сервисов и инструментов участники мастерской разработают собственные мультимедийные проекты о прошлом своей семьи, в которых они сами станут рассказчиками историй о своих предках.

Как это было?


Итоги работы предыдущей мастерской в загородном центре «Таватуй» в Свердловской области:

Маша, 17 лет 
Изучает историю концлагеря, в котором во время Второй мировой войны содержался и погиб ее прадед.

Стас, 17 лет
Рассказывает про сложную судьбу прабабушки, собирая хронику семьи со времен царя Николая II до наших дней.

Кристина, 15 лет
Через цвета и формы пересказывает семейную легенду про своего предка, который копил золото и был расстрелян во время Гражданской войны.

Маша, 17 лет
Выясняет социальный статус семьи своих предков, изучая их одежду на одной семейной фотографии конца XIX века.

Сергей, 17 лет
По наградным медалям воссоздает путь прадеда на Второй мировой войне в формате интерактивного путеводителя.

Чему можно научиться?


1

Рассказывать истории — в разных жанрах и медиа-форматах

2

Работать с историческими материалами и делать фактчекинг

3

Использовать современные цифровые сервисы и веб-инструменты

Как будет проходить работа?


Работа в группе  продлится пять дней и будет включать 35 часов очных занятий. Занятия будут проходить с 11.00 до 18.00 с перерывом на обед с 14.00 до 15.00. Легкий обед с выбором салатов и сэндвичей включен в стоимость занятий.

Программа каждого дня будет состоять из двух частей: образовательной, — где речь пойдет об общих проблемах истории, памяти, идентичности и digital-культуры; и практической, — в рамках которой участники будут работать над мультимедийными проектами об истории своей семьи.

Для работы участникам понадобятся материалы семейных архивов — фотографии, документы и т.п. (или их цифровые копии). В последний день работы мастерской мы ждем родственников и друзей участников на презентации их проектов.

Программа


1

10 июня | пн

ПАМЯТЬ И ИСТОРИЯ

Как и зачем мы помним? Почему важна история?

11:00–11:45 Интро

ЦИФРОВАЯ ПАМЯТЬ

Артем Галустян

Знакомство и разминка в интерактивном формате: цели и задачи мастерской


12:00–14:00 Лекция и дискуссия

КАК И ЗАЧЕМ МЫ ПОМНИМ О ПРОШЛОМ?

Михаил Велижев, Артем Галустян

Что такое идентичность и как устроена память? Как мы помним и зачем вообще нужны знания о прошлом? Чем личная память отличается от коллективной? В чем специфика семейной памяти?

14:00–15:00 Обед


15:00–18:00 Практика 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Артем Галустян, Илья Венявкин 

Начало работы над индивидуальными проектами — разбор семейных архивов и брейншторм: какую историю мы хотим рассказать о своей семье?


18:00–18:15 Итоги дня

ФИДБЭК И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


2

11 июня | вт

СТОРИТЕЛЛИНГ И ИССЛЕДОВАНИЕ

Как правильно изучать архивы, искать ценную информацию и рассказывать интересные истории?

11:00–12:00 Интро

ОСНОВЫ СТОРИТЕЛЛИНГА

Артем Галустян

Как рассказывать истории? Как устроен хороший рассказ? Как выявлять сюжеты и работать с образами, персонажами и контекстом? 


12:15–13:00 Лекция

ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК?

Сергей Бондаренко

Где искать информацию? Как ее оценивать? Что мы не понимаем в старых текстах? Что не видим на старых фотографиях? Чем разные виды источников отличаются друг от друга? Как убедиться в их достоверности?


13:00–14:00 Практика

КТО ЭТО НАПИСАЛ?

Сергей Бондаренко, Артем Галустян, Илья Венявкин

Читаем фрагменты старых писем и дневников и учимся понимать их и датировать.

14:00–15:00 Обед


15:00–18:00 Практика

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Артем Галустян, Илья Венявкин

Продолжим работу над индивидуальными проектами участников: научимся структурировать материал, выявлять сюжеты и основных персонажей и подготовим сценарий будущего проекта.


18:00–18:15 Итоги дня

ФИДБЭК И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


3

12 июня | ср

ИНСТРУМЕНТЫ И СЕРВИСЫ

Какие платформы и веб-сервисы стоит использовать для создания мультимедийных историй?

11:00–13:30 Опыт

Экскурсия в «Мемориал»

Артем Галустян, Сергей Бондаренко

Узнаем, как устроена работа главной российской общественной организации, которая занимается сохранением памяти о прошлом.

13:30–14:30 Обед


14:30–16:00 Лекция и практика

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Артем Галустян

Как и какие веб-сервисы и платформы можно использовать для создания мультимедийных историй? Изучим основные онлайн инструменты и научимся ими пользоваться


16:00–18:00 Практика

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Артем Галустян, Дарья Яржамбек

Работа над индивидуальными проектами продолжается: участники выберут для своего проекта подходящие инструменты и протестируют их возможности


18:00–18:15 Итоги дня

ФИДБЭК И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


4

13 июня | чт

ПРОЕКТЫ

Совместные обсуждения и работа над проектами

11:00–14:00 Практика

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Артем Галустян, Дарья Яржамбек

Инструменты, содержание, форма: участники мастерской работают над индивидуальными проектами под руководством преподавателей

14:00–15:00 Обед


15:00–18:00 Практика

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Артем Галустян, Дарья Яржамбек

Продолжение работы над индивидуальными проектами


18:00–18:15 Итоги дня

ФИДБЭК И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


5

14 июня | пт

ИТОГОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Завершение работы над проектами и подведение итогов

11:00–14:00 Практика

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Артем Галустян, Дарья Яржамбек

Финальная часть мастерской: участники освоят базовые навыки презентации проекта

14:00–15:00 Обед


15:00–18:00 Практика

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИТОГОВ работы МАСТЕРСКОЙ

Артем Галустян, Дарья Яржамбек, Михаил Велижев, Сергей Бондаренко, Илья Венявкин

Подведем итоги мастерской: чему мы научились и зачем? Представляем проекты родителям, друзьям, другим участникам и преподавателям

Автор и куратор


Артем Галустян

Журналист, продюсер мультимедийных проектов «День, когда кончилась война» и «Семь дат», преподаватель и автор образовательных курсов в Институте «Стрелка», на факультете медиакоммуникаций НИУ ВШЭ, организации Internews Int.

«Такой проект — это опыт для всей семьи, а не только для подростка. У нас есть, конечно же, определенные ожидания от процесса и итогов, но есть и совершенно непрогнозируемые результаты. Например, трое участников прошлой мастерской на Урале, которые никогда до этого не виделись друг с другом, вдруг во время воркшопа выяснили, что их прадеды воевали в одних полках, в одних и тех же сражениях. На самом деле, это самые важные моменты, которые вообще могут случиться в этой мастерской: они показывают подросткам, что история — это живой коллективный опыт реальных людей — близких им людей».

Лекторы и тренеры


Сергей Бондаренко

Историк, редактор сайта «Открытый список», сотрудник общества «Мемориал»

Михаил Велижев

Историк, филолог, профессор Школы филологии Высшей школы экономики



Илья Венявкин

Историк, директор образовательных программ InLiberty

Дарья Яржамбек

Дизайнер, арт-директор InLiberty и «Нового издательства»



Что говорят участники


Отзывы участников предыдущей мастерской в загородном центре «Таватуй» в Свердловской области, декабрь 2018:

Место


Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.

 Столярный переулок, дом 3, корпус 1