Как думать об обществе
и как в нем жить?

Курс Арсения Куманькова

21 ноя–19 дек | чт | 19:00–21:30

Универсальная система координат, идея справедливости не покидает человека ни дома, ни на работе, ни на пляже, ни на войне. Человек считает, что мир вокруг него должен быть устроен справедливо, готов бороться за это и многим ради этого жертвовать. Для большинства людей справедливость — это самая главная ценность. 

Но все не так просто. Например, пирог (с вишней). Как разделить его справедливо? Отдать кусок побольше тому, кто его испек? Или хозяину печи? Может быть тому, кто действительно голоден? Тому, кто больше заплатит? Или все-таки поровну? Любое решение будет по-своему справедливым, а это значит, что абсолютной справедливости нет и судьба пирога зависит от ваших политических убеждений, разнообразных внешних обстоятельств и самого способа думать о справедливости, который вы, часто неосознанно, выбираете.

Пора разобраться в собственных взглядах на мир — узнать, чем разные концепции справедливости отличаются друг от друга, как и в каких обстоятельствах их уместно использовать — и как они могут помочь вам в вашей жизни сегодня, в современном обществе.

Куратор


Арсений Куманьков

Старший преподаватель факультета гуманитарный наук Школы философии НИУ ВШЭ

«„Справедливость так же зависит от моды, как и красота“, — писал Блез Паскаль. Давайте разберемся в устройстве наших представлений о справедливости, чтобы понять, почему это понятие имеет для нас такое огромное значение — и почему нам всегда так трудно примирить наши представления о справедливости с представлениями других»

Вы научитесь


1

Разбираться
в своих взглядах на справедливость — и понимать, как устроены
взгляды других

2

Различать эмоции и рациональные аргументы в любом разговоре о справедливости

3

Добиваться справедливости без ущерба для других, даже если они понимают под справедливостью
что-то совсем иное

Как устроено обучение


Занятия проходят в группе размером от 30 до 50 человек. Курс состоит из лекций и, в первую очередь, из игр и дискуссий, которые позволяют не просто узнать новые факты и концепции, а сделать их частью собственного интеллектуального опыта. Интерактивные форматы дают возможность отойти от обучения в роли пассивного слушателя и стать полноценным участником собственного образовательного процесса.

Программа


1

21 ноября | чт 

19:00–19:50 Лекция

ЧТО ТАКОЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Поговорим о том, в каких ситуациях мы ощущаем несправедливость, а затем разберемся в основных подходах к определению справедливости. Что считают справедливым философы? Как на этот вопрос отвечали Аристотель, Кант и Джон Стюарт Милль? И почему эгоизм бывает полезен, а альтруизм — опасен?

20:00–21:30 Игра

ВСЕ ЭТО УЖЕ БЫЛО В СИМПСОНАХ

В кино споров о справедливости даже больше, чем в жизни. Посмотрим отрывки из нескольких популярных фильмов и обсудим, какие концепции и языки справедливости в них используются.


2

28 ноября | чт 

19:00–19:50 Лекция

СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Но как относиться к тому, что неравенство часто оказывается лишь делом случая: вам просто повезло родиться в нужном месте в нужное время? Как объяснить, почему футболист или певец зарабатывают больше, чем учитель или врач? И, главное, почему мы принимаем такое устройство общества?

20:00–21:30 Игра

ЗАВЕСА НЕВЕДЕНИЯ

Поставим знаменитый мысленный эксперимент философа Джона Ролза: вы попали на заседание группы людей, которая должна определить принципы организации общества, где они будут жить. Благодаря действию «завесы неведения» никто из этих людей не знает ни своего места в этом обществе, ни классовой принадлежности, ни социального статуса. Какую концепцию социальной справедливости выберут люди, позиция которых не определена их своекорыстными интересами?


3

5 декабря | чт 

19:00–19:50 Лекция

СПРАВЕДЛИВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государство берет на себя обязанности по защите нашей безопасности и благосостояния, но взамен забирает часть наших свобод, облагает налогами, контролирует наши перемещения, сделки и даже здоровье. Откуда взялась идея такого общественного договора? Что происходит с ней сегодня? Что мы не позволим государству ни при каких обстоятельствах?

20:00–21:30 Дебаты

ГРАНИЦЫ МОЕЙ СВОБОДЫ

В формате дебатов обратимся к вечным общественным дискуссиям о справедливости. Кто должен служить в армии? Нарушает ли наши права обязательное пенсионное страхование? 


4

12 декабря | чт 

19:00–19:50 Лекция

ГЛОБАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

В глобальной деревне становится тесно. Кому отдать свой мусор? Где построить грязное производство? Откуда завести рабочую силу? Можно ли вмешиваться в жизнь других стран? И как восстановить историческую справедливость и расплатиться за поступки своих предков?

20:00–21:30 Игра

ЕСПЧ

Среди всех государственных институтов самое непосредственное отношение к справедливости имеет суд. Суды должны вершить правосудие, восстанавливая справедливость или воздавая должное. Но часто мы недовольны решением судов, и дело явно не только в их предвзятости. А в чем? Разыграем настоящий судебный процесс, чтобы понять, откуда берутся справедливые и несправедливые судебные вердикты.


5

19 декабря | чт 

19:00–19:50 Игра

КАКАЯ У ВАС СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

В начале занятия каждый участник сформулирует для себя принципы «настоящей» справедливости — а игра, в ходе которой нужно будет оценить несколько кейсов из современной общественной жизни, продемонстрирует, насколько они жизнеспособны.

Место


Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий, набором интеллектуальных тренингов и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.

  Столярный переулок, дом 3, корпус 1

Что говорят участники


InLiberty проводит тренинги, летние школы и публичные дискуссии уже много лет. Вот что говорят об этом их участники:

Анна Косинская

Редактор службы контента «Яндекса»

Курсы InLiberty — это немного больше, чем просто эдьютеймент. Они заставляют думать о том, что нас окружает, но на что никогда не хватает времени. Вместо знания в чистом виде InLiberty предлагает площадку для дискуссии, где можно не просто послушать, но и высказаться, не согласиться и поспорить об этике, культуре, философии, о будущем и прошлом и о том, что все это значит в нашей суетной жизни.

Ксения Плетнер

Независимый консультант,
экс-руководитель направления подготовки персонала Microsoft

Так радостно, что в современном мире не обязательно идти в вуз на пять лет, чтобы обрести доступ к знанию лучших профессоров. К счастью, это можно сделать в режиме открытого короткого интенсива «по выбору». Быстро, точно, целенаправленно. Это не просто возможность послушать лекции — главное, что я могу поучаствовать в серии игр и через работу в группе и дискуссии быстро увидеть свои шаблоны мышления и получить бесценный материал для последующей рефлексии.

Максим Гаркалов

Старший менеджер корпоративной отчетности МТС

Самое ценное в программах InLiberty — возможность открыть что-то новое в себе и для себя, путем обсуждения «острых» вопросов с очень разными и при этом очень интересными людьми. Главная проблема в том, что потом сложно остановиться.