Искусство мыслить и убеждать других

Курс Виктора и Юлии Горбатовых

30.09–28.10.2019 | пн | 19:00–21:30

Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили курс

Мы болезненно реагируем на критику, игнорируем аргументы, которые противоречат нашим убеждениям, и не признаемся в собственных ошибках даже себе. Мы боимся сомнения — для нас это признак слабости, а не силы — и не умеем сомневаться конструктивно. Но есть и хорошие новости: это можно исправить.

Адвокатом дьявола называют того, кто умышленно занимает позицию «против», чтобы испытать и усилить позицию «за» (или наоборот). Умение смотреть на себя и свои идеи с противоположной стороны — полезный интеллектуальный навык, который сделает ваши мысли и слова глубже и убедительнее. 

Кураторы


Виктор Горбатов

Философ, старший преподаватель
Школы философии ВШЭ

Юлия Горбатова

Философ, доцент
Школы философии ВШЭ

«К чужому мнению, как и к фактам, мы относимся одинаково — нам нравится то, что подтверждает наше мнение, а то, что ему противоречит, мы попросту не замечаем. Но из-за неспособности сомневаться в себе мы часто смотрим на вещи однобоко и не всегда умеем договориться друг с другом.  Поэтому мы сделали курс про сомнение как интеллектуальный инструмент: собрали кейсы, упражнения и игры, с помощью которых можно серьезно „прокачать“ свое мышление — сделать его более точным и глубоким»

Вы научитесь


1

Оценивать свои идеи со стороны

2

Предупреждать аргументы своих оппонентов

3

Убеждать других и работать в команде

Как устроено обучение


Курс состоит из пяти вечерних занятий в группе от 30 до 50 человек. Каждое занятие включает в себя короткие лекционные модули и, главным образом, игры и дискуссии, которые позволяют не просто узнавать новые факты и концепции, но делать их частью собственного интеллектуального опыта — интерактивные форматы дают возможность отойти от обучения в роли пассивного слушателя и стать полноценным участником и даже куратором своего образовательного процесса.

Программа


1

30 сент | пн

19:00–20:00 Интро и лекция

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

ПОЧЕМУ МЫ НЕДООЦЕНИВАЕМ ДОВОДЫ ОППОНЕНТА?

Мы систематически игнорируем или недооцениваем факты, плохо согласующиеся с имеющимися у нас убеждениями и гипотезами. Как научиться вставать на противоположную точку зрения, чтобы узнавать новое и прояснять слабые и спорные стороны собственной позиции? 

20:10–21:30 Игра

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛОГИКИ

КАК МЫ ДУМАЕМ?

Грамотная критика со стороны оппонентов может помочь выявить скрытые посылки собственных рассуждений. В игровой форме попробуем реконструировать пропущенные посылки в речи собеседников.


2

7 окт | пн

19:00–20:00 Лекция

КАРТА АРГУМЕНТАЦИИ

КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ НИТЬ РАССУЖДЕНИЙ?

Часто мы не можем понять, как связаны тезисы и аргументы оппонента — и потому не можем воспринять его критику. Мы теряем нить рассуждения и отвлекаемся на малозначимые частности. Чтобы не искажать позицию другого и грамотно критиковать свою собственную, научимся составлять аргументационные карты.

20:10–21:30 Игра

АРБИТР

КТО ВЫИГРАЛ В СПОРЕ?

Как понять, кто победил в споре? При помощи аргументационных карт попробуем оценить ход спора и структуру аргументации — собственной и оппонента.


3

14 окт | пн

19:00–20:00 Лекция

ДРУГОЙ

ЧТО ЕМУ НУЖНО?

Споря с другими, мы сосредоточены на собственных целях и интересах и не принимаем во внимание ценности и интересы противоположной стороны. Что изменится, если заранее представить себе позицию другого и попытаться согласовать с ней свои интересы?

20:10–21:30 Игра

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ

КАК УСТРОЕНЫ ВАШИ ОППОНЕНТЫ?

Каждому из участников достается карточка с описанием его личных и командных интересов. В процессе игры участникам нужно будет проанализировать аргументы собеседников и угадать их скрытые цели и ценности.

4

21 окт | пн

19:00–20:00 Лекция

УПРЯМЫЕ ФАКТЫ

КАК ПОДТВЕРДИТЬ ГИПОТЕЗУ?

Строя гипотезы, мы можем недооценивать одни факты и переоценивать другие. Разберемся с тем, как формулируются гипотезы, и попробуем оценить доказательную силу фактов разного типа. Узнаем, что о подтверждении гипотез говорят базовая теория вероятностей и математическая статистика.

20:10–21:30 Игра

ТЕОРЕМА БАЙЕСА

КАК ПРИДУМАТЬ СИЛЬНЫЙ АРГУМЕНТ?

Используя одну из основных теорем теории вероятностей, теорему Байеса, рассмотрим несколько кейсов и сконструируем самые убедительные доказательства наших гипотез.


5

28 окт | пн

19:00–21:30 Игра

СУД ПРИСЯЖНЫХ

КТО ПРАВ?

Учимся вставать на сторону «за» и сторону «против»: возьмем несколько реальных кейсов из судебной практики и попробуем рассмотреть их в форме суда присяжных, где обвинение должно доказать вину подсудимых, защита — найти свидетелей, готовых подтвердить их невиновность, а судьи — вынести непредвзятое решение.

Место


Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.

  Столярный переулок, дом 3, корпус 1

Что говорят участники


InLiberty проводит тренинги, летние школы и публичные дискуссии уже много лет. Вот что говорят об этом их участники:

Ксения Плетнер

Независимый консультант,
экс-руководитель направления подготовки персонала Microsoft

После уикенда в InLiberty я вышла немного другой: я по-другому читаю тексты и статьи — слежу за линией аргументации автора и недостатками во внутренней логике его аргументов. В восприятии будто бы добавился новый объем, появилось другое измерение — и с этой третьей позиции лучше всего видно, как устроены разные точки зрения и как они динамически раскрываются в споре.

Александр Сидоровский

Медиа-менеджер

Я думал, что просто хорошо проведу время, но в результате переосмыслил парочку моральных ценностей, подискутировал, познакомился с умными собеседниками и вдохновился увлеченными спикерами. У InLiberty получилось нащупать формат где-то в золотой середине между лекциями, воркшопом и неформальным дружеским общением. Поэтому время здесь пролетает, как на ускоренной перемотке.

Екатерина Чернявская

Руководитель маркетинга и коммуникаций Strabag

Подумать только, что 50 взрослых работающих людей тратят собственные силы, деньги и свободное время на разговоры. Это не добавляет строчек в их резюме, не дает сертификат в рамочке, не делает селфи с медалью: здесь разговаривают, спорят и обсуждают — вдумчиво, осознанно, с уважением к себе и собеседникам — так, как, пожалуй, мало где еще. Оказывается, эдьютеймент приносит особое, очень непохожее на другие ощущения, удовольствие.