Как делать выбор каждый день —
и что об этом знает наука

Двухдневный тренинг Алексея Белянина

20–21 апреля | сб вс | 11:00–19:30

Принято считать, что человек — существо рациональное, но что такое рациональность и где пролегают ее границы? Мы очень умны, однако принимаем решения, руководствуясь самыми разными мотивами: мы следуем логике, полагаемся на опыт, извлекаем пользу, подчиняемся эмоциям, ищем удовольствия (взять хотя бы этот пончик!), а иногда осознанно делаем что-то себе во вред.

То, как человек совершает выбор, изучает особая наука — поведенческая экономика. Зная о ее открытиях и умея ими пользоваться, мы сможем научиться жить лучше — принимать более взвешенные и эффективные решения и успешно взаимодействовать с другими людьми, учитывая их намерения и стимулы.


Куратор


Алексей Белянин

Экономист, заведующий
международной лабораторией экспериментальной
и поведенческой экономики
Высшей школы экономики

«Как думаете, сколько решений в день в среднем принимает взрослый человек? Ответ может показаться неожиданным: около 35 000. Конечно, не все они могут считаться вполне сознательными, и тем более не все они равно важны — однако уж при таком-то опыте мы, несомненно, должны научиться принимать их наилучшим образом? Отнюдь нет. Многие наши решения, даже самые продуманные, впоследствии оказываются ошибочными, причем даже с нашей собственной точки зрения. Почему так происходит? Кто в этом виноват — мы ли сами, или злосчастное стечение обстоятельств? И наконец — можно ли что-то с этим сделать?»

Вы научитесь


1

Делать выбор, опираясь
на главные открытия экономической науки

2

Избегать типичных ошибок, совершаемых при принятии решений

3

Разбираться в основах поведенческой экономики и теории игр

Как устроено обучение


Занятия проходят раз в неделю по вечерам в группе размером от 30 до 50 человек. Курс состоит из лекций и, в первую очередь, из игр и дискуссий, которые позволяют не просто узнать новые факты и концепции, а сделать их частью собственного интеллектуального опыта. Интерактивные форматы дают возможность отойти от обучения в роли пассивного слушателя и стать полноценным участником образовательного процесса.

Программа


20 апреля | сб


11:00–12:00 Интро

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ 

НАСКОЛЬКО ВЫ РАЦИОНАЛЬНЫ?

Считаете ли вы себя рациональным человеком? Проверим при помощи задач на рациональное принятие решений и тестов на когнитивную рефлексию.


12:15–13.15 Лекция

ХОМО ЭКОНОМИКУС И ЧЕЛОВЕК ОБЫЧНЫЙ

КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ДУМАЕТ О РАЦИОНАЛЬНОСТИ?

Как устроена модель рационального принятия решений? Что такое полезность? Чем отличаются решения в условиях достоверности, риска и неопределенности? Как современная наука объясняет, почему в реальной жизни мы ведем себя иррационально?


13:30–14:30 Эксперимент

РИСК, РИСК, РИСК!

Как меняются наши решения в условиях неопределенности?

Как мы действуем в ситуации риска и как риск влияет на качество принимаемых нами решений? Проверим при помощи простого эксперимента.


14:30–15:30 Перерыв на обед


15:30–16:30 Лекция

ОГРАНИЧЕННАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

ЧТО ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА ЗНАЕТ О НАС?

«Эффект якоря», «эффект обрамления», «эффект наделенности», несклонность к потерям: как описать самые часто встречающиеся отклонения нашего поведения от стандарта рациональности? Как можно эти отклонения объяснить и описать? Обсудим, что экономисты узнали о нашем поведении, объединившись с когнитивными психологами. 


16:45–19:00 Практика

ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР 

КАК ЕГО СДЕЛАТЬ?

Узнаем, какие поведенческие модели принятия решений появились в последнее время и попробуем применить их на практике.


19:00–19:30 Итоги

Я СЕГОДНЯ И Я ЗАВТРА

НУЖНО ЛИ СПОРИТЬ С САМИМ СОБОЙ?

Как избежать ловушек собственной «нерациональности»: подведем итоги дня и договоримся о домашнем задании.

21 апреля | вс


11:00–12:00 Интро

ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННОГО

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ТЕОРИИ ИГР?

Разберем домашнее задание и обсудим, что может дать теория игр для понимания реальных проблем в повседневной жизни, бизнесе и политике. 


12:15–13:15 Лекция

Ультиматум

ЧТО ТЕОРИЯ ИГР ЗНАЕТ О НАС?

Что влияет на выбор нашей стратегии? Правда ли, что люди всегда стремятся максимизировать собственную выгоду? Познакомимся с примерами самых основных экономических игр и узнаем, как ведут себя их участники в ходе поведенческих экспериментов и в реальной жизни. 


13:30–14:30 Эксперимент

ТЫ МНЕ — Я ТЕБЕ

КУЛЬТУРА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ?

Сказываются ли культура и общественные настроения на отношении к таким социальным явлениям, как справедливость, неравенство, честность или склонность к кооперации? Проверим при помощи эксперимента.


14:30–15:30 Перерыв на обед


15:30–16:30 Лекция

КОНКУРЕНЦИЯ ИЛИ КООПЕРАЦИЯ?

КАК МЫ ПРЕДСКАЗЫВАЕМ ПОВЕДЕНИЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?

Как устроены наши ожидания? Как часто мы ошибаемся, пытаясь предсказать поведение других людей? Всегда ли о намерениях другого человека можно судить по его действиям? Можем ли мы рассчитывать, что наши благие намерения будут верно поняты и истолкованы другими людьми? И как быть, если вдруг оказывается, что это не так?


16:45–18:45 Эксперимент

ПРОБЛЕМА БЕЗБИЛЕТНИКА

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО?

Можно ли придумать такие правила игры, которые были бы выгодны всем игрокам? Как создается общественное благо и какие препятствия стоят на пути достижения согласия в большом коллективе? Поговорим о кооперации в формате простого эксперимента.


18:45–19:30 Итоги

Я и другие

КАК ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ?

Подведем итоги двух дней работы и поговорим о том, как достигается взаимовыгодный обмен и как научиться максимизировать сотрудничество и практики кооперации. 

Лекторы и тренеры


Илья Венявкин

Историк, директор образовательных программ InLiberty

Григорий Чернов

Экономист, аспирант лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики Высшей школы экономики

Место


Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.

  Столярный переулок, дом 3, корпус 1

Что говорят участники


InLiberty проводит тренинги, летние школы и публичные дискуссии уже много лет. Вот что говорят об этом их участники:

Эрик Мамбетакунов

Финансовый директор Сhop-Chop

Эти тренинги запустили цепочку новых знаний о самоопределении, о справедливости, свободе, морали и искусстве цивилизованного общения. О Reebok, конечно, как без него. Тренеры — крутаны. Никакой учительской пошлости. Легко, динамично. Как-будто общаешься с более умными, мудрыми друзьями на кухне.

 

Федор Выломов

Директор аналитического департамента РАСК

Тренеры из InLiberty идеально чувствуют золотую середину между теорией и практикой, успешно чередуя их в течение всего курса. С одной стороны, за достаточно короткий период времени они провели теоретический интенсив из лучшего мирового опыта, причём с качественным фидбэком по возникающим у аудитории вопросам. С другой же стороны, дают возможность сразу применить пройденный инструментарий на практике. Рекомендую курс каждому: любому менеджеру, журналисту, чиновнику, аналитику, всем тем, для кого крайне важно корректно и четко доносить свои посылы до окружающих и иметь инструменты для защиты идей. 

Екатерина Чернявская

Руководитель маркетинга и коммуникаций Strabag

Подумать только, что 50 взрослых, работающих людей, тратят собственные силы, деньги и свободное время на разговоры. Это не добавляет added value в их CV и не выдает сертификат в рамочке. Здесь разговаривают, спорят и обсуждают: вдумчиво, осознанно, уважительно к себе и собеседникам — так, как мало где еще. Оказывается, edutainment приносит особое, очень непохожее на обычные дискуссии, удовольствие.