Курс Анны Винкельман

31 марта — 28 апреля | ср | 19:00–21:00

Кто я, и что это такое, «Я»? Что отличает меня от других и делает именно мной? Что такое личность, почему и как она меняется? Как представления о «Я» различаются в разных культурах и эпохах? Что из этого следует? С помощью открытий философии и социальных наук попробуем разобраться в том, из чего состоит человеческая личность и можно ли считать себя одним и тем же человеком с изменением возраста, убеждений и жизненных обстоятельств.

Куратор


Анна Винкельман

Философ, преподаватель Школы философии НИУ ВШЭ

«Вопрос о том, что такое „Я“, — самый удивительный на свете. В отличие от всех других вопросов, о „Я“ спрашивает само „Я“, и это делает наши размышления чрезвычайно трудными. Как тут быть? В рамках курса мы изучим основные стратегии решения проблемы „Я“ в философии, основываясь на ключевых философских текстах и игровых кейсах, — и определим, что такое „Я“ для каждого из нас»

Вы научитесь


1

Разбираться в главных философских теориях личности

2

Различать, из чего состоит ваша личность, что в ней можно изменить, а что — нет

3

Лучше понимать себя — и других

Как проходит обучение


Мы проводим занятия онлайн и пользуемся программой Zoom. Купив билет, вы получите все необходимые инструкции, а также ссылку на страницу видеоконференции, которая начнется в заранее установленное время. Одно занятие предполагает не более 30 участников и длится два часа. Необходимо, чтобы на вашем компьютере (или планшете) работали камера и микрофон.

Программа


1

31 марта | ср

19:00–19:40 Лекция

КТО Я ТАКОЙ?

Что делает нас собой — и является ли наше «Я» уникальным? Как на представления о личности влияет философия и культура — и были бы мы другими людьми, если бы родились в другой стране? Как меняется наша жизнь в зависимости от того, как мы понимаем свое «Я»?

19:40–21:00 Кейс-стади

ЭТО ТОЧНО Я?

Действительно ли на ваших детских фотографиях запечатлены именно вы? А истории про ваше детство — правдивы ли они? Можно ли быть уверенным в собственном прошлом — и почему оно играет такую роль в том, кем мы являемся сегодня? Разберемся при помощи нескольких кейсов.


2

7 апр | ср

19:00–19:40 Лекция

МОЯ ВТОРАЯ ПОЛОВИНА

XXI век заставил философию говорить о новых для нее темах — о поле, гендере, феминизме, а еще —переосмыслить понятие любви. Начиная с античности, любовь определяли как «стремление к целостности». Западноевропейская цивилизация настаивает на том, что одному счастливым быть нельзя, что «Я» неполно без другого. Так ли это?

19:40–21:00 Кейс-стади

ВСЕ РАВНЫ

Тема любви тесно связана с вопросами самоопределения и самопознания. Поговорим о равноправии, которого мы очень хотим и часто добиваемся сегодня. Хотим ли мы его на самом деле — и как выглядит мир, в котором все равны?


3

14 апр | ср

19:00–19:40 Лекция

Я — ГЕНИЙ

Потребность в самовыражении — одна из самых важных для человека. Но что именно мы хотим выразить? Как личность связана с творчеством, что такое гений — и действительно ли можно понять себя с помощью искусства.

19:40–21:00 Кейс-стади

СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА

Творчество — один из лучших способов самопознания. В творчестве мы выражаем себя непосредственно, творческий импульс бессознателен и говорит о нас не меньше, чем наши этические решения. Почему это так? Как научиться использовать творчество для самопознания? 


4

21 апр | ср

19:00–19:40 Лекция

Я КАК РАССКАЗ

Все, что мы можем мыслить, утверждает философия XX века, мы можем мыслить только в языке.  Действительно ли мы существуем только как наш рассказ о себе? На лекции поговорим о так называемых нарративных онтологиях — и о том, как они связаны с нашим «Я».

19:40–21:00 Кейс-стади

СВОИМИ СЛОВАМИ

Как язык определяет нас и нашу реальность? Почему мы меняемся, когда говорим на другом языке? Проверим при помощи нескольких мысленных экспериментов, придуманных знаменитыми философами XX века.


5

28 апр | ср

19:00–21:00 Игра

Я — РОБОТ

«Тест Тюринга» и «Китайская комната» — ученые и философы давно увлечены определением рамок искусственного интеллекта. Обладает ли робот личностью — и может ли он быть таким же субъектом этической и юридической ответственности как человек? Наконец, что отличает сконструированную личность от человеческой? Может быть, мы все немного роботы? Попробуем сами создать искусственный интеллект — и в ходе этой игры оценить, как поменялись наши представления о природе личности.