Курс Григория Юдина

20 мая — 17 июня | чт | 19:00–21:00

Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили курс

Что такое демократия? Еще тридцать лет назад этот вопрос не вызывал больших сложностей, но сегодня он ставит в тупик политиков и граждан по всему миру. Массовая демонстрация, которая заканчивается вторжением в здание парламента, — это демократия? А принятие решений путем регулярных общенародных голосований и опросов общественного мнения? А право на ложные или агрессивные публичные высказывания? А победа нелиберальных политиков на выборах? И вообще, либерализм и демократия — это одно и то же или разные вещи? Правда ли, что демократия ведет к экономическому росту — или она важна сама по себе? Помогает ли она принимать эффективные решения?

К сожалению или к счастью, на эти вопросы не существует однозначно правильного ответа (хотя есть множество однозначно неправильных). Зато есть возможность выработать собственную последовательную и аргументированную позицию в отношении демократии и научиться эту позицию отстаивать.

Куратор


Григорий Юдин

Философ, социолог, профессор Шанинки, автор книги «Общественное мнение, или Власть цифр»

«Мы живем в уникальное время — мало кто сомневается в необходимости демократии, но нет никакого согласия о том, что это такое. Нынешний политический кризис — время переизобретать и обновлять демократию. Но для начала надо разобраться, из каких элементов она может состоять и как она работает»

Вы научитесь


1

Понимать базовые принципы и различать основные формы демократической политики

2

Формулировать 

и отстаивать последовательную позицию по отношению к ключевым вызовам современной демократии

3

Проектировать и использовать инструменты демократии в собственной жизни 

Как проходит обучение


Мы проводим занятия онлайн и пользуемся программой Zoom. Купив билет, вы получите все необходимые инструкции, а также ссылку на страницу видеоконференции, которая начнется в заранее установленное время. Одно занятие предполагает не более 35 участников и длится два часа. Необходимо, чтобы на вашем компьютере (или планшете) работали камера и микрофон.

Программа


1

20 мая | чт

НАРОД

19:00–19:50 Лекция

Демократия — это власть народа, но что такое «народ»? Из кого он состоит, а кто к нему не относится? Как он возникает и способен ли он сам править? Выясним, откуда возникает идея радикальной демократии — и как работает популизм.

20:00–21:00 Дискуссия

Проанализируем инаугурационные речи бывшего президента США Дональда Трампа и нынешнего президента Джо Байдена. Попробуем определить, как в них используется понятие «народ», чему оно ставится в оппозицию, а главное, кто входит и не входит в этот народ.


2

27 мая | чт

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-СТВО

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

19:00–19:50 Лекция

Как получается, что режим называется «демократией», властью народа, а реальная власть оказывается у его представителей? Разберемся с тем, как скрещиваются народное правление и представительное правление. А заодно проследим, как возникает либеральная демократия — и почему брак между либерализмом и демократией может распасться.

20:00–21:00 Работа с текстами

Возьмем программные тексты СССР/России конца 80-х — начала 90-х. Прочитаем их и посредством сравнения попробуем выделить и сформулировать разные концепции демократии.


3

3 июня | чт

ВЫБОРЫ

19:00–19:50 Лекция

Демократия — это честные выборы! Такое определение даст любой встречный, и оно же помогает нам отделять демократии от недемократий. Однако выборы — не демократический институт и никогда им не были. Как же вышло, что мы стали связывать с ними демократию? Узнаем, как появилась и закрепилась идея «минимальной демократии».

20:00–21:00 Кейс-стади

Как принимать решение в коллективе? И как сделать так, чтобы принятое решение было легитимным? Разобьемся на команды и попробуем выработать программу решения проблемы — action plan. Проверим, какие демократические институты позволяют принимать наиболее разумные, эффективные и легитимные решения, даже если к исходной проблеме добавляются новые обстоятельства.


4

9 июня | ср

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

19:00–19:50 Лекция

Если хочется узнать мнение народа, нужно провести референдум или опрос! А кто будет формулировать вопросы? И что делать, если на них не отвечают? Равняется ли общественное мнение сумме мнений отдельных индивидов? Посмотрим, как трансформировалась идея «общественного мнения» и как возникла доктрина плебисцитарной демократии — власти «демократического диктатора».

20:00–21:00 Дискуссия

Посмотрим фильм о том, как современные технологии способны изменить демократию. А затем обсудим, как мы сегодня воображаем себе демократию, как на этот образ влияют представления об общественном мнении — и каковы основные риски для современной демократии.


5

17 июня | чт

ПРАВИЛА ИГРЫ

19:00–21:00 Игра

Как создаются законы, по которым будут писаться законы? И какова роль демократии в этом процессе? Разделимся на несколько групп и подготовим разные проекты правил принятия и изменения Конституции. Разработаем процесс голосования по ним. На собственном опыте попробуем понять, как можно сделать демократию долговременным принципом взаимодействия между людьми. А в конце выясним, какой из проектов имеет больше всего шансов на реализацию.