17 фев — 14 апр | чт | 19:30–21:30
Дата старта
17 февраля 2022
Формат
Курс из шести занятий, онлайн
Сколько стоит
5 000 руб.
Цена Last Сall со скидкой:
успейте купить!
Ученый-палеонтолог может реконструировать скелет динозавра, обладая только одной его косточкой, а внимательный зритель способен с помощью одного фильма разобраться, как устроено общество, когда и где был снят этот фильм. Что-то о своем обществе и его проблемах создатели фильма всегда хотят сказать сами, а что-то кино говорит зрителю вопреки намерениям своих авторов — и все эти сообщения можно научиться видеть и понимать.
Виктор Зацепин
Историк кино, издатель Rosebud Publishing,
куратор курса
Ян Левченко
Культуролог, PhD, профессор Свободного университета и Балтийского федерального университета им. И. Канта, редактор издательства «Новое литературное обозрение»
Зинаида Пронченко
Кинокритик, шеф-редактор сайта «Искусство кино»
Василий Степанов
Кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс»
«Кино с самого своего зарождения пытается давать ответы на вопросы общества. В нашем курсе мы попробуем посмотреть на те инструменты и способы, с помощью которых кинематограф в разные периоды своей истории говорит с обществом на важные для общества темы, оставаясь при этом его неотъемлемой частью. А также попытаемся понять, как можно использовать кино, чтобы лучше понять историю нашего общества, его настоящее и будущее»
1
Видеть за сюжетом фильма социальные и философские коллизии
2
Понимать, что киноистории о прошлом и будущем говорят нам о настоящем
3
Получать еще больше удовольствия от кино
Мы проводим занятия онлайн и пользуемся программой Zoom. Купив билет, вы получите все необходимые инструкции, а также ссылку на страницу видеоконференции, которая начинается в заранее установленное время. Одно занятие предполагает не более 40 участников и длится два часа. Необходимо, чтобы на вашем компьютере (или планшете) работали камера и микрофон.
1
17 фев | чт
КИНО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕДИУМ
19:30-20:30 Лекция
Как устроены отношения исторического и художественного в кино? Вместе с Яном Левченко посмотрим на историю кинематографа с этой точки зрения, а также разберемся, какие дисциплины и теории могут помочь нам понять то, как кино отражает общественную реальность, а общество в свою очередь начинает жить по законам кинематографа.
20:30-21:30 Дискуссия
Обсудим несколько важных исторических фильмов и попробуем разобраться, как и о каком именно обществе рассказывают эти фильмы.
2
17 марта | чт
КИНО И УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА
19:30-20:30 Лекция
Как кино отражает социальную структуру общества? Может ли оно быть при этом объективным или его задача всегда в чем-то другом? Может ли кино, скажем, встать на защиту угнетенных, показать неравенство или, наоборот, оно лишь занимается воспроизводством нормативных представлений, выгодных одним социальным группам и невыгодных другим? Поговорим о социальном британском кино второй половины ХХ века, о самых знаменитых политических фильмах-манифестах и современном кино, затрагивающем социальную проблематику.
20:30-21:30 Практика
Можно ли снимать кино по Марксу или по Хайеку? Насколько вообще какая-то социально-политическая теория может быть использована как фундамент для кинематографического искусства и что нужно, чтобы у режиссера получилось удачно скрестить эти два разных языка описания мира? Разберем несколько примеров политического кино из разных эпох.
3
24 мар | чт
СУД ИСТОРИИ И СУДЕБНАЯ ДРАМА
19:30-20:30 Лекция
Поговорим о судах в кино и о кино как об одной из форм общественного суда. Как кинематографу удается расставлять исторические акценты так, чтобы нам было сразу понятно, на чьей мы стороне? Чего в кино больше — прямолинейного морализаторства или желания еще больше усложнить социальную реальность?
20:30-21:30 Дискуссия
Обсудим несколько судебных драм. Попытаемся обнаружить сходства и различия в изображении дихотомии добра и зла в зависимости от исторической эпохи и политической оптики, через которую смотрит режиссер. Также поразмышляем, всегда ли у фильма есть моральное измерение и из чего оно состоит.
4
31 мар | чт
КИНО И УРБАНИЗМ
19:30-20:30 Лекция
Кино исторически изображало преимущественно жизнь горожан, стремилось воспроизвести ландшафт, знакомый зрителю и рассказать о нем интересную историю. Разберемся, как кино изображало города в зависимости от жанра, будь то триллер, детектив, урбанистический фольклор и т.д. И стали ли современные фильмы о городах насквозь глобалистскими или же, наоборот, они научились еще более тонко передавать местный колорит?
20:30-21:30 Практика
Прочитаем текст по урбанистике в кино и, опираясь на него, попробуем порассуждать о том, как сегодня российские режиссеры и не только они изображают современные города и их горожан. Как мог бы выглядеть идеальный фильм о городе, если бы это было признанием в любви — или, наоборот, критическим высказыванием о его проблемах?
5
7 апр | чт
КИНО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
19:30-20:30 Лекция
Вместе с Зинаидой Пронченко попробуем понять, может ли кино не только фиксировать социальные изменения, но и само являться их источником. Поговорим о том, как кино изображает социальные институты: семью, школу, работу, церковь и т.д. Обсудим, является ли моральное осуждение неким мейнстримом, и поговорим о других стратегиях кино — документировании, философском созерцании, остранении, а также обсудим наши зрительские предпочтения.
20:30-21:30 Дискуссия
Обсудим несколько современных европейских фильмов. Попытаемся выделить те художественные приемы и те киноязыки, которые позволяют кинематографистам говорить о современности. Ответим на вопрос: всегда ли современный кинематограф вынужден прибегать к социальной критике или есть другие способы высказываться о проблемах общества?
6
14 апр | чт
УТОПИЯ, АНТИУТОПИЯ И КИНО БУДУЩЕГО
19:30-20:30 Лекция
Вместе с Василием Степановым попробуем разобраться, каков этот идеальный мир в кино и как режиссеры разных эпох и стран изображали его. О чем предупреждают фильмы антиутопии и правда ли, что сюжеты некоторых фильмов уже воплощены в реальность? Разберемся с тем, как кино становится частью рефлексии общества о самом себе и поразмышляем о том, каким будет кино будущего.
20:30-21:30 Игра
Возьмем два фильма и обсудим, какой из них лучше отражает страхи и идеалы современного нам общества. И сами попробуем в общих чертах придумать канву для утопического и антиутопического фильмов, которые заставили бы задуматься зрителей о вызовах, стоящих перед современным миром.