31.01.2017

Иван Давыдов Прокурор­ская история

Если бы «русская весна» не подарила нам Наталью Поклонскую, ее следовало бы выдумать. И касается это не только сторонников и представителей действующей российской власти — они, собственно, ее и выдумали, превратив украинскую красавицу-прокурора, смело боровшуюся на своем посту с экстремистами, покушавшимися на территориальную целостность Украины, в русскую красавицу-прокурора, смело боровшуюся с экстремистами, покушавшимися на территориальную целостность России.

В конце концов, Наталья Поклонская и правда красавица, а целостность — она и в Африке целостность, и какая разница принципиальному человеку, под каким флагом за эту самую целостность бороться.

Но деятельность Поклонской в качестве депутата Государственной Думы РФ показала, насколько полезной может быть крымская красавица и тем, кто за действиями власти наблюдает не только без восторга, но даже с опаской. Например, чтобы заранее понимать, что́ завтра в России будут считать преступлением.

Личная загробная жизнь

У прокурора Поклонской было много дел — дела против журналистов и политических активистов в Крыму она заводила стремительно и без стеснения. У депутата Поклонской пока только одно дело: депутат Поклонская отчаянно сражается против клеветников, снявших фильм «Матильда». Фильм Алексея Учителя повествует о романе последнего русского императора Николая II (вернее, еще цесаревича Николая) и балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской.

Любовь Поклонской к императору вспыхнула внезапно, когда появились первые слухи о том, что прокурор пойдет на повышение — в Думу от «Единой России». Новообретенный Крым надо было вписывать в неоимперский пропагандистский контекст, и Поклонская — живой символ «возвращения в родную гавань» — идеально подходила на роль связующего звена между поколениями. Но, кажется, те, кто изобрел этот по-своему эффектный ход, не учли, что выдуманная любовь легко может сделаться настоящей. В жизни такое случается сплошь и рядом. 9 мая 2016 года Поклонская пришла с иконой царя-мученика на акцию «Бессмертный полк», хотя царь в Великой отечественной войне по ряду понятных причин участия не принимал. А оказавшись в Думе, начала охоту на Учителя.

Осенью 2016 года экс-прокурор написала обращение в прокуратуру, потребовав проверить «Матильду». Бывшие коллеги просмотрели трейлер (поскольку фильма еще не было, да его и сейчас нет) и преступлений не обнаружили. Однако Поклонская не сдалась и в конце января 2017 года пошла в новую атаку — с конкретными обвинениями. Настаивает, чтобы за неимением фильма в прокуратуре изучили сценарий, и утверждает, что фильм содержит клевету и нарушает право Николая Александровича Романова на неприкосновенность частной жизни. Ссылается на соответствующие статьи УК, а заодно — на Свод законов Российской империи (на всякий случай: это не шутка). Ну и, разумеется, традиционное разжигание ненависти и вражды, а также оскорбление чувств верующих тоже Поклонской упомянуты.

Заслуги Поклонской

Пришло время поблагодарить экс-прокурора. Во-первых, все, что она творит, — невероятно смешно, такое надо ценить. Во-вторых, став депутатом, она уже не жизни ломает людям, а только нервы портит: фильм все равно выйдет, в этом никто не сомневается. И, что для нас в данном случае главное, в-третьих, в силу особой своей непосредственности очень наглядно демонстрирует то, что государство пытается сотворить с историей.

Юные счастливцы, которым в советской школе учиться не довелось, часто веселятся в социальных сетях, обнаружив учебник типа «История СССР с древнейших времен до начала XVIII века». Но для Советского Союза, где история была элементом пропаганды, в этом никакого абсурда нет: у советских не только особая гордость, но и особая эсхатология. Мир был создан хоть и не за шесть дней, но исключительно для того, чтобы в нем появился Советский Союз. История человечества — это история борьбы угнетенных за свои права, а уверенно идущий в светлое будущее Союз — предопределенный объективными законами человеческого развития финал истории. И стоит ли удивляться, что история Союза начинается с государства Урарту? Союз вечен, он не как возможность, но как неизбежность в любой момент истории любой из территорий, в него позднее вошедших, в этой самой истории содержался.

Российское государство к истории подбирается на ощупь — соблазн вернуть ее в инструментарий пропагандиста велик. И надо понимать, что задача у российских пропагандистов по отношению к задаче пропагандистов советских прямо обратная. Недоформулированная эсхатология путинской России (недаром ведь остряки называют ее «государством наоборот») развернута в прошлое. Смысл истории — не в заоблачном будущем, а в состоявшемся прошлом, которое плавно перетекает в настоящее и будущее определяет. История России — это история всегда равной себе вечной империи, хранящей традиционные ценности. Даже если империя зачем-то маскируется под государство трудящихся. И, конечно, в этой версии истории нет места вообще никаким конфликтам. В ней не то что черных пятен — чуть даже мутного сияния просто не может быть. А все плохое можно списать на происки внешних врагов и их бессовестных наймитов, в прошлом и настоящем.

Чем кровавей период, чем сложнее удалить из него конфликты — тем яростнее государство вцепляется в тех, кто пытается честно говорить о прошлом. Или, что страшнее для государства, — прошлое очеловечить. Ярчайший пример — огосударствление, национализация «Бессмертного полка». Между прочим, Поклонская, пришедшая на акцию с иконой, интуитивно или осознанно, но действовала как раз в этом направлении. Как и антимайдановец Николай Стариков, пришедший на московский «Бессмертный полк» с портретом маршала Рокоссовского. Отдельного и большого разговора заслуживает то, как и почему власть последовательно формирует квазирелигиозный культ Победы, карая сомневающихся и посредством новых статей УК, и — если потребуется — организацией травли в исполнении псевдообщественников (тут можно вспомнить массу казусов: от знаменитого опроса телеканала «Дождь» о блокаде и до облав на несчастных школьниц, рискнувших исполнить тверк возле очередного мемориала).

Но вернемся к ревнивой Поклонской. Есть в футболе такое понятие — «нападающий таранного типа»: игрок, идущий напролом, без финтов, без изысков, и пробивающий вражескую оборону исключительно за счет напора. Так и действует Наталья Поклонская. Вскрывает прием: может ли царь-мученик иметь в биографии сомнительные моменты? Конечно нет. Факты? Игнорируем! Сомневающиеся? Бьем их по голове Уголовным кодексом! Жаль, ей не рассказали, видимо, как много существует источников, в которых прямо упоминается связь цесаревича с балериной. Можно было бы завести дела, пользуясь одновременно нашим УК и Сводом законов Империи, и на Алексея Суворина, и на саму Кшесинскую, и еще на пару десятков прославленных мемуаристов — демонстрируя единство империи во все времена и неотвратимость наказания для живых и мертвых.

Несогласие и примирение

Тех, кто в блаженную слепоту не играет, конфликты в прошлом видит и рискует о них говорить, модно обвинять в «стремлении расколоть общество». Это вполне укладывается в схему изобретения истории вечной империи. Новый поток таких проповедей обрушится на нас с неизбежностью в самое ближайшее время: грядет столетие революции, это пятно, кровавое и страшное, надо как-то замазать, и его, конечно, будут пытаться замазать.

Непросто смириться с мыслью о том, что прошлое — территория нашей сегодняшней свободы. Это ведь уже случилось (хоть государство и слуги его и демонстрируют, как беззащитен мир фактов: можно ведь попытаться интрижку наследника престола судебным решением объявить небывшей или выдуманных героев — настоящими усилием министерской воли). Но постоянный поиск фактов не отменяет свободы в интерпретациях, не отменяет исторической рефлексии, не отменяет многообразия проектов будущего, которые из осмысления прошлого выстраиваются. Любителей поговорить о «расколе» пугает не раскол, а возможность диалога.

И в прошлое прямо переносятся технологии сегодняшней несвободы. Буквально, вплоть до инструментария. Те же статьи УК, которые идут в ход, когда возникает необходимость покарать политических оппонентов, отлично работают и в борьбе за унификацию допустимых представлений о прошлом. Неравнодушные и вечно обиженные активисты с одинаковым рвением (и, надо думать, за одинаковую почасовую оплату) борются с крамолой в настоящем и в минувшем. Кстати, Поклонская тоже ссылается на множество писем оскорбленных граждан.

Гражданский мир — в сосуществовании альтернатив. А вот в этом порабощении прошлого как раз и прячется реальная угроза современного раскола: сначала всех предков наряжают в ладные, без единого пятнышка мундиры (предкам ведь все равно, по большому счету, они есть только в нашей памяти и против государственной монополии на память бороться не могут). А потом всех, кто с лубочным образом не согласен, кому эта очередная «росгоспамять» — топ-менеджеры с мигалками, пресс-секретари с блатным лексиконом — идеалом не кажется, объявляют врагами светлого настоящего и еще более светлого прошлого. Врагами народа живого и мертвого.

Хотя отчего же это она прячется, угроза эта? Никуда она не прячется.