21.01.2016

Дмитрий Бутрин Сирвента

125-летие Осипа Мандельштама застало страну в не самом подходящем положении, чтобы обсуждать юбиляра. Для одних поэт, сгинувший, по убеждению многих, за случайную и во всяком случае не считающуюся высочайшим поэтическим достижением эпиграмму на Сталина, не слишком удобное для сего дня зрелище. Другим «человек эпохи Москвошвея» слишком напоминает — разумеется, не открыто, поскольку вдвойне неприлично и сравнивать себя с великими, и меряться временами, но все же и сравниваем, и меряемся — свою возможную будущность. Ведь будут рубить лес — непременно полетят щепки, вот даже тщедушного и не от мира сего Осипа Эмильевича не миновало, а ведь жил человек сугубо частной жизнью, витал в облаках, писал детские стихи, переводил Петрарку, считал корабли у Гомера в бессоннице. Бессмысленность, абсурдность преследования Мандельштама — один из краеугольных камней общественного представления о становлении тоталитарного государства как о трагедии в античном смысле. Всевластные надмирные силы руками своих марионеток-тиранов играют в непонятные смертным и в силу их нечеловеческой природы вполне бесчеловечные игры — итогом всегда будут гекатомбы, человеческие жертвоприношения, поэт в пересыльном лагере во Владивостоке. Следует держаться подальше от всего этого, многоликое и бессмысленное политическое убивает единственно возможное осмысленное, поэтическое. Низкая же материя стремится отомстить высокому духу, и у нее это неизменно получается. Да уж какая тут может быть мораль?

Странно говорить об Осипе Мандельштаме как о политике, однако именно это абсурдное и хочется сделать — во многом то, что принято считать странностями Мандельштама, чудачествами, эксцентричностью, на деле есть предельно заостренная, но тем не менее норма рефлексии над той частью действительности, которую мы и сейчас называем вопросами политическими. Поэт, желавший, чтобы «мыслящее тело превратилось в улицу, в страну», достоин того, чтобы его понимали, в том числе и буквально.

Не думаю, что считать Мандельштама случайной жертвой — справедливо. Напротив, возможно, мы таким образом пропускаем часть его послания: как бы ни было опасно, думать и говорить о вещах, которые ты не можешь изменить, и в первую очередь о власти, об обществе, о стране, — необходимо, ибо с нас за это спрашивают.

А тем более за это спрашивают с того, кто способен говорить, но молчит.