20.01.2016

Сергей Кузнецов Российская ксенофобия и американ­ские мень­шинства

Оживленное обсуждение в русском фейсбуке скандала вокруг вручения Оскара и степени представительности небелых актеров среди номинантов последовал всего через две недели после обсуждения похожего скандала вокруг литературного конкурса в одном из американских университетов. Все это заставляет еще раз задуматься, почему в русских медиа, включая и фейсбук, так бурно обсуждают политкорректность, которой в России нет и в ближайшее время не появится? Конечно, в глобализованном мире жители России так или иначе следят за тем, что волнует жителей других стран, — но откуда такая страсть? Казалось бы: не нравится тебе политкорректность, сиди себе в России и радуйся жизни. Но нет, хочется еще и еще раз написать: «пусть геи любят друг друга, но никому об этом не говорят» или «пусть заведут себе собственный Оскар». Откуда такой живой интерес?

За бурными спорами, скорее всего, скрывается страх. Борцов с политкорректностью пугает, что эта практика доберется до России, как из Америки уже дошла борьба с курением или манера запикивать ненормативную лексику. Все страшилки, так любимые государственными медиа (запретить слова «мама» и «папа»), потому и страшилки, что каждый примеряет их на себя и пугается. А затем начинает бороться с грядущей угрозой там, где это проще всего, — в интернете.

Одновременно с этим многие хорошие люди, знающие про реальные западные практики борьбы за права меньшинств, верят, что именно этих практик России не хватает, и поэтому существующие в России проблемы ксенофобии и гендерного насилия надо решать так, как решают их в США. Встреча приверженцев этих двух точек зрения заканчивается скандалом и взаимными оскорблениями.

Мне бы хотелось немного понизить градус противостояния, адресуясь прежде всего к тем, кого в самом деле беспокоит российская ксенофобия, дискриминация и гендерное неравенство. Для этого придется обратиться к истории вопроса — потому что без учета исторических корней непонятно ни что такое американская политкорректность, ни почему на нее так реагируют в России.