08.12.2015

Дмитрий Бутрин Зачем птицам деньги

Общественный кризис в осознании российской коррупции стал в 2015 г. уже достаточно очевиден. Расследование Фонда борьбы с коррупцией, посвященное семье, административному и деловому окружению генерального прокурора Юрия Чайки, невозможно проигнорировать. Сильная сторона расследования, которая, как мы надеемся, станет причиной как минимум невозможности сохранения Юрием Чайкой его поста, заключается именно в демонстрации системного характера связей между отдельными разрозненными фактами о собственности семьи Чайки, деятельностью его заместителей и его непосредственными действиями. Согласитесь, сложно даже будучи сильно погруженным в дела государственные несколько раз в течение последних лет летать в Грецию в гостиницу своего сына — и быть совершенно не в курсе происхождения семейных денег, на которые этот бизнес был построен, особенно если в этом бизнесе участвуют твои заместители по службе. Публикация ФБК иллюстрирует практически все возможные аспекты коррупционной активности, от неспособности пораженной государственной машины исполнять свои функции до тесной связи криминальных (империя Цапков) и коррупционных кругов. Мозаика ФБК на большей площади демонстрирует контуры всего пространства коррупции, которое не исчерпывается активами, долями в капиталах АО и ООО, деньгами на счетах и инвестициями.

Разумеется, корреляция лишь указывает на возможные причинно-следственные связи, но не доказывает их. Именно поэтому необходим контроль расходов чиновников, и в этом есть формальный консенсус между властью, оппозицией и антикоррупционной декларацией ООН. Разногласие лишь одно. Правительство и администрация президента в 2011–2015 гг., с тех пор как действует в ограниченном масштабе контроль над имуществом госслужащих, настаивают на том, что квалификация действий заподозренных в коррупции представителей публичной власти должна осуществляться внутри самой властной корпорации, оппозиция — что она должна быть частью политического процесса.

Позиция власти вполне понятна; монополия на определение коррупционеров рассматривается ей как средство самосохранения. Оппозиционная точка зрения, которую склонен разделять и автор, также логична: в ситуации, когда правоохранительные органы (достаточно сообщений о Юрии Чайке) полностью коррумпированы, чисто политическое давление на власть является единственным остающимся способом действия, даже отдельные судебные иски против власти важны именно как часть политической борьбы. Однако не стоит забывать, что с точки зрения общественного интереса поиск оппозицией фактов коррупции ради обретения политической власти — полностью легален и одобряем, тогда как коррупционные преступления заведомо против res publica и априори антигосударственны.