12.11.2015

Алексей Цветков Ловушка для политолога

Начну с пространной цитаты. Аргумент принадлежит Карлу Попперу, но я приведу его версию в изложении шотландского философа Аласдера Макинтайра в его книге After Virtue (в моем переводе):

«Однажды в старом добром каменном веке мы с вами беседуем о будущем, и я предсказываю, что в ближайшие десять лет кто-нибудь изобретет колесо. «Колесо? — спрашиваете вы. — А что это такое?» И тогда я описываю вам колесо, безусловно, с трудом подбирая слова, чтобы впервые пояснить, что будут из себя представлять обод, спицы, ступица, а может быть и ось. Затем я в изумлении умолкаю. «Да нет, никто не собирается изобретать колесо, потому что я сам только что его изобрел». ...Изобретение колеса не может быть предсказано, потому что необходимая часть предсказания — объяснение, что такое колесо; объяснить же, что такое колесо, — это и значит изобрести его. Легко понять, как можно обобщить этот пример. Любое изобретение, любое открытие, которое заключается прежде всего в подробном изложении радикально новой концепции, не может быть предсказано, ибо необходимая часть предсказания — это изложение в настоящем времени той самой концепции, открытие или изобретение которой еще только предстоит в будущем. Идея предсказания радикального концептуального новшества сама по себе — концептуальная бессмыслица».

Мы, однако, продолжаем жить так, как будто эта очевидная мысль никогда не была высказана, по-прежнему предсказывая свое будущее экстраполяцией, как если бы оно было обречено оставаться таким же, как настоящее, только больше и шире. Да и качество экстраполяции не очень: толпы научных фантастов и футурологов оказались бессильны предсказать эволюцию телефонной связи в сотовую.

Важно понять, что мысль Поппера покрывает социальную сферу нашей жизни точно так же, как и научно-техническую: ни у кого не хватило воображения описать устройство нацистского государства до его появления, а коммунистические утопии не имели ничего общего с теми, которые реально возникли впоследствии. В канун ельцинских выборов 1996-го российская прогрессивная общественность панически боялась рецидива коммунизма. Через 20 лет стало ясно, что бояться стоило и других вариантов. Незадолго до распада Советского Союза практически никто не решался его предсказать, а если кому такое и приходило в голову, люди, считающие себя ведущими специалистами в области подобных прорицаний, высмеивали эти аргументы. Когда крах все же произошел, всех повергла в минутный транс версия окончательной победы демократического либерализма и конца истории.