29.04.2015

Станислав Львовский Семейные ценности

Первая фотография вам наверняка известна, ее все знают, — она сделана 13 июня 1936 года, в день, когда с гамбургской верфи, принадлежавшей компании «Blohm & Voss», сошел корабль «Хорст Вессель». Знаменитой эту фотографию сделал человек, обведенный для наглядности кружочком. Его зовут Август Ландмессер, — и он единственный из стоящих в толпе, чья правая рука не поднята в нацистском салюте — предположительно в момент выхода к публике тогдашнего лидера (т. е. «Führer») и рейхсканцлера Германии Адольфа Гитлера. У него есть на это причины.

Он нет, не член запрещенной в 1933 году Коммунистической партии Германии, не политический активист — и даже, по всей видимости, не то чтобы антифашист, — по крайней мере, никаких недвусмысленных свидетельств на этот счет у нас нет. Он — муж женщины со второго снимка, ее зовут Ирма Эклер. И отец — пока еще только одной из девочек со снимка, старшей, Ингрид. Это она стоит, держась за его руки и глядя в воду. Вторая фотография сделана в конце лета 1937 года.

В 1931 году Ландмессер вступил в НСДАП, в надежде, что так он скорее получит работу, — а в 1935-м его исключили из партии, после помолвки с Ирмой — она была еврейкой. Чуть меньше, чем через год после того, как была сделана первая фотография, Ландмессеры с двухлетней Ингрид попытались сбежать в Данию, но неудачно. В июле 1937 года (Ирма была беременна второй девочкой) его осудили согласно тогдашнему закону об осквернении расы — однако в мае 1938-го оправдали на том основании, что, вроде бы, ни он, ни Ирма не знали, что последняя была еврейкой, — с вынесением предупреждения: если он не откажется от семьи, то будет осужден на многолетние каторжные работы.