22.06.2015

Станислав Львовский Право на уничтоже­ние улик

Во вторник Госдума приняла, как известно, в первом чтении законопроект, красиво называемый «законом о праве на забвение». 

На самом деле, конечно, название у него такое, что запомнить невозможно: Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Смысл его, как вам, опять же, несомненно известно, заключается в том, что с 1 января 2016 года мы с вами получим возможность требовать от поисковых сервисов, чтобы они прекратили выдачу ссылок, позволяющих получить доступ к информации либо 1) недостоверной; либо 2) достоверной, но о событиях, имевших место и завершившихся более трех лет назад (за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, а также информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость); либо 3) распространяемой с нарушением законодательства.

О том, что закон этот с юридической точки зрения представляет собой заведомо неприменимый к реальности нонсенс, написано уже много (например, вот), повторяться нет смысла. Более того, народные избранники вроде бы даже согласились убрать из текста самую поразительную норму, пункт второй из вышеприведенного фрагмента, — насчет обязанности поисковых сервисов удалять даже и достоверную информацию по достижении ею нежного трехлетнего возраста. Так ли, иначе ли, даже и в хорошем случае пункты 1 и 3 никуда не денутся, хоть бы для исключения информации из результатов поисковой выдачи и потребовалось заявление с именем и фамилией конкретного ревнителя приватности, снабженное конкретным же URL. Обсуждать технологию проведения невыполнимых и неконституционных законов через то, что у нас вместо парламента, мы тоже не будем: за пятнадцать лет полторы придумки политтехнологов начала двухтысячных превратились в рутину, все известно заранее. Единственное, что здесь действительно интересно, — готовность общественности бесконечно играть в навязываемую ей игру «чудовищный идиотический закон — возмущение общественности — вмешательство мудрой исполнительной власти — идиотический чудовищный закон», заранее зная, что выиграть у шулеров нельзя. Тут вот есть какая-то тайна, мрак вод в облаках воздушных — но это ладно, отдельная тема.

*

Для начала следует оговориться, что тут действует простая прагматика. Закон, понятно, принимается для того, чтобы лица, принадлежащие к какому-либо из привилегированных российских сословий, могли при желании пожаловаться в инстанции на лиц из других сословий — вот хоть на Навального. Мол, информацию распространяет с нарушением законодательства. Не то чтобы частый, но и не совсем небывалый случай, когда закон принимается против конкретного журналиста (а ФБК, вообще говоря, по большей части выступает как раз в качестве коллективного журналиста, публикующего результаты расследований) — чтобы заткнуть ему рот.