07.06.2015

Григорий Ревзин Эзопов митинг

Шел-то я на митинг против объявления Дмитрия Зимина иностранным агентом, но попал на митинг в защиту науки и образования от неназванных мракобесов. Дмитрий Зимин лично попросил не проводить митинг о нем, и его о нем и не проводили — так, вскользь упоминали, как частный случай общего мракобесия. О Путине тоже митинг не проводили — тоже упоминали вскользь как характерный пример подполковника спецслужб с неуважительным отношениям к ученым. У них, у таких подполковников, есть особенность, что они обзывают иностранными агентами людей, которые им не милы. Не в прямом, а в переносном смысле, то есть как бы что эти неприятные люди льют воду на мельницу потенциального противника, хотя не связаны с ним финансовыми отношениями. Как бы предатели родины, но названные эзоповым языком.

Бывает эзопов язык, а это был эзопов митинг — против того, что тот, кого нельзя называть, обозвал того, кто просил себя не упоминать, иностранным агентом.

Практически каждый выступающий начинал с того, что наука и образование вне политики. Было не совсем понятно, что имеется в виду — то ли это было сообщение находящимся у власти политикам, что собравшиеся не оппозиционны — мы вне политики, мы не в политическом смысле собрались, — то ли пожелание им же, чтобы они от науки отвязались и не лезли — мы вне политики, и хотели бы и дальше там оставаться. Можно считать, что это был частный случай эзопова языка, когда посредством выражения одного содержания передавалось другое. Наука открывает законы мироздания, образование передает их знание будущим поколениям, и потребность в этой деятельности не зависит от политических парадигм. То есть не должна зависеть, и поэтому наука и образование до недавних пор были вне политики, и хотели бы и дальше там оставаться. Сейчас это отношение не транзитивное — они-то вне, а она-то нет. Но хотелось бы, чтобы так не было. Должна быть дополнительная дистрибуция — тут политика, а тут наука, и они не встречаются. Должна быть, но нету.

Хотя государственная власть и ученые с профессорами в России с незапамятных времен находятся в состоянии конфликта, но такого, чтобы было прямое преследование науки, старожилы не упомнят. Почему это произошло, наука пока не знает, но собирает факты. Факты таковы, что сначала кастрировали Академию наук, теперь сливают-закрывают вузы, на две трети сокращают научные и преподавательские ставки, а если науку поддерживает частный бизнес, то его объявляют иностранным агентом. С чем бы это могло быть связано?