12.02.2015

Алексей Цветков Право на разглаше­ние

Судьба Светланы Давыдовой, многодетной матери из Вязьмы, которую российские власти арестовали по обвинению в государственной измене, подтвердила подозрения части общества, еще пытающейся сохранить контакт с реальностью, насчет того, что устои этой реальности все энергичнее подтачиваются. Для тех, у кого контакт послабее, вот краткое содержание события: минувшей весной Давыдова заметила, что близлежащая военная база пустеет, и заподозрила, что солдат-срочников направляют на восток Украины. Она позвонила в посольство Украины в Москву, чтобы поделиться этими подозрениями. Это и стало основанием для обвинения. О том, что спектр безумия до конца не пройден, свидетельствует также недавний арест сотрудника московского патриархата, якобы выдававшего американской разведке военные тайны православия.

Неизвестно, какой оборот примет в дальнейшем дело Давыдовой, поскольку тут власти явно загнали себя в угол. По их собственному утверждению, Россия не принимает никакого участия в военных действиях в Украине, — следовательно, секрета, который мог бы быть выдан, не существует. То, что обвиняемую по такой серьезной статье все же отпустили под подписку, вызвал у аудитории вопросы, и в частности такой: а могли бы, скажем, в Америке изменить меру пресечения на самую мягкую, коль скоро речь пошла об измене? Вопрос столь же показателен, сколь и бессодержателен: нет, не могли бы, если бы для подозрений имелись реальные основания, а они всегда прописаны в законе и касаются только тех, кто по роду службы знаком с государственными секретами и дал соответствующую подписку. 

Обвинение собственного правительства в незаконных действиях преступлением не является, хотя неприятностями нередко чревато.

Лучшая иллюстрация к этому тезису — тот факт, что журналистов в США, как правило, не привлекают к суду за выдачу вполне реальных тайн, и Светлана Давыдова в данном случае вполне сойдет за журналиста, пусть и с весьма узкой аудиторией. Это не означает, однако, что особо любопытным американским журналистам гарантирована спокойная жизнь.