Как понимать данные, находить в них закономерности — и видеть ошибки

Тренинг Никиты Большакова

9 июня — 7 июля | ср | 19:00–21:00

Мы живем в эпоху настоящего культа данных: мы беспрерывно сталкиваемся с ними в медиа, но главное, сам мир, который нас окружает, в значительной степени построен на их основе. Реклама и ритейл, государственная политика и наука, урбанистика и медицина — сегодня вы не найдете исследования, закона или бизнес-плана, которые не ссылались бы на статистику или соцопросы.

Это значит, что навыки поиска, оценки и интерпретации данных становятся обязательным и необходимым инструментом — для работы и повседневной жизни. Статистика — сложная наука, но ее основы и сам способ думать с помощью цифр можно освоить за несколько занятий.

Куратор


Никита Большаков

Старший преподаватель факультета социальных наук Департамента социологии НИУ ВШЭ

«Нам хотелось сделать тренинг, который позволит получить общее представление о том, что такое „данные“ и как с ними можно (и нельзя) работать. Для участия не понадобятся знание методов анализа данных или теории вероятности. Скорее наоборот — тренинг рассчитан в первую очередь на тех, кто только начинает работать с данными, либо хочет разобраться, как читать газеты, отчеты и результаты исследований»

Вы научитесь


1

Разбираться в разных типах данных и находить нужные вам

2

Видеть закономерности в данных — и выявлять в них ошибки

3

Понимать, что такое статистика, и пользоваться ей

Как проходит обучение


Мы проводим занятия онлайн и пользуемся программой Zoom. Купив билет, вы получите все необходимые инструкции, а также ссылку на страницу видеоконференции, которая начнется в заранее установленное время. Одно занятие предполагает не более 35 участников и длится два часа.

Тренинг состоит из лекций и интерактивных форматов: разбора кейсов, игр, дискуссий и др. Для участия в тренинге необходимо, чтобы на вашем компьютере (или планшете) работали камера и микрофон.

Программа


1

9 июня | ср

ЧТО ТАКОЕ ДАННЫЕ?

19:00–19:50 Лекция

Разберемся с ключевыми понятиями статистики: что такое «данные», «база данных», «анализ данных»? Поговорим о том, где искать данные и как их правильно интерпретировать.

20:00–21:30 Практика

Разделимся на несколько команд, попробуем найти в открытом доступе данные по заявленным темам, понять их и подготовить на их основе презентации.


2

16 июня | ср

КАК УСТРОЕНА ВЫБОРКА?

19:00–19:50 Лекция

Что такое репрезентативность и кого на самом деле представляют репрезентативные исследования? Что значит фраза «Выборка соответствует генеральной совокупности»? И сколько все же нужно опросить людей, чтобы узнать, как думает вся страна?

20:00–21:30 Практика

Научимся оценивать качество выборочных данных на практике — узнаем, что такое выборочный метод, доверительные интервалы и многое другое.


3

23 июня | ср

СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА ПО БОЛЬНИЦЕ

19:00–19:50 Лекция

Наверняка всем знаком анекдот про среднюю температуру по больнице, но какой статистический смысл за ним стоит? В каких случаях мы можем считать среднее значение, а в каких нет? И как быть, если оно выглядит как минимум странно?

20:00–21:30 Практика

Что мы знаем про россиян? Научимся считать и интерпретировать разные типы статистики и поработаем с сырыми данными нескольких опросов, чтобы понять, существует ли среднестатистический россиянин. 


4

30 июня | ср

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

19:00–19:50 Лекция

Как мы можем понять, что два признака действительно связаны между собой? Может ли статистика дать ответ на вопрос, что является причиной, а что следствием? 

20:00–21:30 Практика

Разберем несколько исследований, в которых анализируется связь между различными данными, и обсудим, как именно сделаны эти выводы.


5

7 июля | ср

МАМА, Я АНАЛИТИК

19:00–21:00 Игра

Опробуем полученные навыки в действии. Разобьемся на две команды и попробуем взглянуть на одну и ту же ситуацию, но с разных сторон: поиск данных, анализ и интерпретация — все делаете сами. Задача — доказать, что соперник не прав!