Сторителлинг в пространстве

Курс креативной студии Lorem Ipsum

25 фев — 18 марта | чт 19:30–21:30

Любая современная выставка — это своего рода Gesamtkunstwerk, результат синтеза самых разных искусств, методов и приемов: от журналистики и литературы до сценографии и архитектуры. Однако по-настоящему удачной ее делают не интересные экспликации, не мультимедийные экраны и даже не уникальные объекты или произведения искусства.

Хороший музей или хорошая выставка всегда рассказывают историю. У них есть герои, завязка, развязка, кульминация — и они погружают посетителя в сюжет, следить за которым не менее интересно, чем за лучшими голливудскими фильмами или сериалами HBO.

Именно благодаря этому в ХХI веке потребность в музеях вышла далеко за пределы традиционной культуры — выставки для себя и о себе делают и корпорации, и бренды, и государства. Почему выставка — это драма? Как работает драматургия в пространстве? Как находить персонажей и сюжет в любом материале — историческом, научном, природном? В России пока мало кто занимается музеями как сторителлингом — и это ваш (и наш) шанс.

Кураторы


Ян Визинберг

Основатель, партнер и креативный директор Lorem Ipsum

Евгений Казачков

Креативный директор Lorem Ipsum, один из ведущих современных российских драматургов

Александр Горбачев

Сценарист Lorem Ipsum, журналист., музыкальный критик. В прошлом —  главный редактор «Афиши», заместитель главного редактора «Медузы»

Мы считаем, что сторителлинг — это ключевой способ познания мира. Мы верим в силу драматического повествования. Мы знаем, что героев, конфликт и эмоцию можно найти где угодно — от политической истории до научной модели устройства вселенной; от образовательных технологий до городских пространств, — и умеем это делать. Мы работали с лучшими музеями России (Ельцин Центр, Еврейский музей и Центр толерантности), получали престижные международные и российские премии в области экспозиционного дизайна, а сейчас делаем несколько больших выставочных проектов в Москве и регионах.

 Lorem Ipsum

Творческая студия со штаб-квартирами
в Нью-Йорке, Лондоне и Москве

Вы научитесь


1

Придумывать выставку или музей из любого материала и на любую тему

2

Рассказывать увлекательные документальные истории в реальном пространстве

3

Собирать команду со сложным набором творческих компетенций — и работать с ней

Как проходит обучение


Занятия проходят в группе до 35 человек. Каждое занятие — сочетание лекционной части, работы над практическими заданиями и обсуждения их результатов. На отдельные занятия мы приглашаем специалистов, компетенции которых необходимы для создания музеев и выставок: художников-постановщиков, архитекторов, инженеров и т.п. Вместе с ними и кураторами курса его слушатели будут придумывать концепции выставок и музеев, развивать и оформлять их — и защищать публично.

Программа


1

КАК РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ ПРО ЧЕЛОВЕКА?

25 фев | чт 

19:30–20:10 Лекция

Что мы имеем в виду, когда произносим слова «история», «драма» и «нарратив»? Что общего у выставок музея Виктории и Альберта, «Волшебного мира Гарри Поттера» во Флориде и иммерсивных спектаклей вроде Sleep No More? Как найти героя для экспозиции? И как придумать интересную историю вокруг героя, о котором и так вроде бы все известно? Расскажем о принципах драматического сторителлинга — и перейдем к примерам: поговорим о том, как команда Lorem Ipsum вместе с бюро Ralph Applebaum работала над экспозицией Ельцин Центра в Екатеринбурге.

20:20–21:30 Практика

В современной истории России хватает фигур, которые достойны собственной экспозиции. Как можно было бы рассказать их историю в пространстве? Чем заинтересовать посетителя и как выстроить интригу? Участники разбиваются на группы, у каждой из которых есть куратор из команды Lorem Ipsum, — и через час представляют свою идею.


2

КАК РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ ПРО СОБЫТИЕ?

4 марта | чт 

19:30–20:10 Лекция

Расскажем о том, как команда Lorem Ipsum придумывала и делала экспозицию об изобретении советской атомной бомбы для Павильона атомной энергии на ВДНХ. Как «разложить» событие в сложную и захватывающую историю? Как корректно погрузить посетителя в эпоху и создать ее визуальный образ? Как экспозиции могут рассказывать об этически неоднозначных темах? Как корректно погрузить посетителя в эпоху и создать ее визуальный образ? О том, как создать визуальный образ экспозиции, поговорим с одним из ведущих российских художников-постановщиков Андреем Понкратовым.

20:20–21:30 Практика

Каждая группа выбирает событие из истории России — и вместе с куратором разрабатывает проект экспозиционного рассказа о ней. Задача — не только придумать идею и структуру, но и набросать визуальный образ будущей выставки.


3

КАК РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ ПРО ЭПОХУ?

11 марта | чт 

19:30–20:10 Лекция

Расскажем о том, как команда Lorem Ipsum придумала и реализовала выставку «Коридоры. Семь миров Высоцкого» в Еврейском музее. Как находить истории там, где изначально отсутствует нарратив, — например, в художественном мире или в области знания? Как правильнее описать профессию, которой занимаются создатели документальных выставок, — куратор, художник, режиссер? Почему всегда важно помнить о том пространстве, где «живет» ваша история? Как строить отношения с заказчиком, который предлагает вам сделать экспозицию, так, чтобы всем было хорошо и интересно?

20:20–21:30 Практика

Каждая группа выбирает абстрактную тему и пытается найти в ней историю и героя — чтобы представить концепцию возможной экспозиции. Экспозиция должна быть встроена в конкретное пространство InLiberty и учитывать его основные параметры и особенности.


4

ПРИДУМАЕМ СВОЙ МУЗЕЙ

18 марта | чт 

19:30–21:30 Практика

В начале занятий кураторы групп тянут жребий — и получают свою произвольную тему для музея. После этого в распоряжении каждой из групп — два часа и все необходимые творческие и технические специалисты из команды Lorem Ipsum. Задача — представить концепцию будущей экспозиции, ее визуальный образ и тематико-экспозиционный план — то есть, смысловую структуру музея. Каждая группа представляет свою концепцию жюри, которое состоит из представителей команды Lorem Ipsum и музейной индустрии.

Место