Паата Шешелидзе После «революции роз»

Статья Пааты Шешелидзе представляет краткий обзор реформ, проведенных в Грузии после «революции роз» и выдвинувших одну из самых отсталых стран постсоветского региона на лидирующие позиции в различных международных рейтингах, оценивающих качество государственной политики. Стремительный рост грузинского ВВП (36% за 2004–2007 годы) стал результатом радикальной либерализации грузинской экономики, выразившейся в сокращении государственного аппарата, приватизации, уменьшении налогового гнета, эффективной антикоррупционной политике, дерегулировании трудового рынка и ряде других реформ.

В ноябре 2003 года, после «революции роз», главным вопросом в Грузии стал вопрос: изменится ли ее жизнь в корне? Другими словами, сможет ли грузинский народ добиться большей экономической свободы и децентрализации власти? Смогут ли молодые реформаторы, в большинстве своем бывшие соратники отстраненного от власти престарелого президента Шеварнадзе, найти быстрые решения накопившихся проблем и в тоже время не погрясть в пучине коррупции? Превратится ли Грузия в демократическую страну с перспективой развития до среднего уровня государств ЕС?

И, в отличие от многих постсоветских держав, находившихся в свое время на распутье, постреволюционная Грузия не стала медлить с началом реформ сразу по всем фронтам: было принято решение о проведении конституционной и административной реформ, стопроцентной приватизации, сокращении налогов и пошлин, проведении масштабной дерегуляции, о проведении образовательной, здравоохранительной, пенсионной и военной реформ.

Огромный мировой опыт экономических реформ дал Грузии возможность выбрать наиболее подходящее для скорейшего развития экономики страны. Четкими приоритетами стали ускорение либерализации экономики и создание институциональных предпосылок для развития частного сектора. Цель, которая была поставлена грузинским руководством, может быть сформулирована следующим образом: «Грузия должна стать самой дешевой и самой привлекательной для бизнеса экономикой мира».

Первая реальная реформа, с которой началась новая экономическая жизнь Грузии, была достаточно необычна. Все полицейские работники были уволены и на их место были наняты совершенно новые люди. Дорожная полиция была упразднена вовсе. Был создан полицейский патруль американского типа, который также исполнял функции областной полиции.

В марте 2005 года была принята государственная программа дерегуляции экономики. Она постулировала следующие реформы: количество министерств должно быть сокращено с 18 до 13; количество государственных служб — с 52 до 34; 35-процентное сокращение персонала, задействованного в министерствах и 50-процентное — в общественном секторе; все министерства обязаны составлять среднесрочные планы, которые должны получать одобрение правительства.

В это же время начинается реализация ряда значительных либеральных реформ, касающихся практически всех аспектов экономической жизнедеятельности страны. Сложная система получения лицензий и разрешений на ту или иную деятельность заменяется принципами «одного окна», «silence is consent» и «one umbrella». Перечень лицензируемой деятельности был сокращен на 85% — до 92 позиций.

Положительную роль в развитии частного бизнеса сыграла реформа, постулировавшая сокращение (в 2006 году) и полное упразднение (в 2007-м) уставного капитала. Грузия стала единственной страной постсоветского пространства, где можно зарегистрировать предприятие любого типа за 3 дня, подав документы только лишь в налоговый офис.

Вместо традиционного антимонопольного законодательства грузинское правительство приняло закон «О свободной и конкурентной торговле», который позволяет предотвратить передачу государством монопольного права частной или государственной компании. Летом 2006 года были приняты новые правила работы на финансовом и биржевом рынках, что открыло их для международной конкуренции. Тем же летом был принят новый трудовой кодекс, который позволил работникам и нанимателям составлять контракты по своему собственному усмотрению и согласию. Частные компании с тех пор не обязаны выплачивать пособие по материнству.

Реформы также затронули область внешней политики и внешнеэкономических связей, причем здесь они были проведены односторонне. В первую очередь были отменены визы для граждан практических всех стран (по понятным причинам исключения составили такие страны, как Ирак, Иран и т.д.). Грузинские власти позволили всем желающим иметь двойное гражданство, понимая, что это также положительно скажется на экономической активности граждан. Важным шагом стала ликвидация всех барьеров на пути притока капитала в Грузию. Иностранные банки категории А+ и выше теперь могут входить на грузинский рынок без всяких ограничений.

Важнейшую роль в либерализации экономики сыграла налоговая реформа: количество налогов было сокращено с 22 до 7! Налог на добавленную стоимость сокращен с 20% до 18%. Плоский налог на прибыль составил 20%. Акцизный налог и налог на собственность были изменены. Прогрессивный подоходный налог в 20% заменили плоским в 12%. Оригинальной реформы удостоился налог на азартные игры. Теперь любой желающий может организовать азартный бизнес в Тбилиси в независимости от размеров и целей при условии оплаты взноса в $5 000 000 в год. Это сумма значительно ниже в Батуми — $250 000 в год. В Цакалтубе подобные взносы и вовсе отсутствуют.

Таможенные пошлины также не были обойдены реформами. Начиная с 1 сентября 2006 года они постепенно сокращались и будут совершенно упразднены в первом квартале 2008 года.

В ходе образовательной реформы были введены ваучерная система (при помощи которой родители получили возможность отдавать своих детей в понравившуюся им школу вне зависимости от ее расположения) и единые централизованные экзамены. Полностью была обновлена система менеджмента в энергетическом секторе. Была запланирована и начата стопроцентная приватизация и введена массовая практика долгосрочных арендных контрактов с правом их перепродажи на такие виды собственности как: сельскохозяйственные, городские и промышленные земли; рыбные, лесные и водные ресурсы; морской флот; железные дороги вместе с прилегающими станциями; морские порты и аэропорты; угольный шахты; заводы тяжелой промышленности; недвижимое имущество, включая больницы, некоторые образовательные учреждения и пр. Реформы дают ощутимый результат. В 2006 году ВВП Грузии составил $17,88 миллиардов, а суммарный рост ВВП в период 2004–2007 годов — 36%. ВВП на душу населения в 2006 году составил $3800, инвестиции — 30% ВВП. При этом, все то происходит на фоне российского одностороннего эмбарго на грузинскую продукцию и запрета на транспортные перевозки и трудовую миграцию.

Грузия наконец появилась в общемировых исследованиях, проводимых различными экспертными институтами. В докладе «Doing business 2007» страна заняла первое место в мире по темпу проводимых реформ — вместо второй позиции в докладе 2006 года. В итоге по всем позициям в данном исследовании Грузия заняла 37-е место — вместо 112-го в 2006-м. В рейтинге экономической свободы фонда Heritage Foundation Грузия заняла 35-е место с присвоением статуса «почти свободная» вместо статуса «почти несвободная», присвоенного в 2006 году. Heritage Foundation и Wall Street Journal признали Грузию мировым лидером по реформам в области трудового законодательства в 2007 году.

Институциональная либерализация не означает, что все блага реформ уже дошли до каждого гражданина Грузии. Многие еще не поняли суть изменений, не у всех есть «рыночная хватка» и готовность менять привычный образ жизни. Безусловно, в Грузии есть проблемы. Вопреки ожиданиям централизованная бюрократия все еще имеет влияние, а размер государства практически не сокращается и даже растет (к началу 2008 года это около 35% ВВП).

Рост доходов государства делает возможным развертывание новых, отнюдь не либеральных, социальных инициатив государства по созданию рабочих мест и программ помощи бизнесу, как например программы «Дешевый кредит»: в Грузии все еще сильно желание получить привилегии за счет других и с помощью государственной казны.

Жесткая централизация власти и, соответственно, реформ и региональной политики не дает воли настоящей конкуренции при поиске наиболее подходящих решений; верховенство закона и гарантии прав собственности все еще не обеспечиваются на должном уровне. При этом события конца 2007 года действительно заставили правительство признать свои ошибки и задуматься над их исправлением. В Грузии все еще недостаточно внимания уделяется вопросам коррупции и ее исследованию.

Вместе с тем, присутствуют и опасные тенденции такого рода, как чрезмерная вера людей в помощь государства, высокая степень политизированности бизнеса, большая зависимость грузинских неправительственных организаций от иностранных дотаций.

Несмотря на строгую властную вертикаль экономическая либерализация дает импульс возрождению демократии: у людей постепенно появляется собственность, которую они хотят и стремятся защищать, со временем они станут и голосовать с большей ответственностью. Тогда реформы станут безвозвратными. Грузинские власти и после последних президентских выборов не останавливаются на достигнутом. С подачи рыночников в правительстве и неправительственном секторе немалое количество реформ планируется и в будущем. В самое ближайшее время будут проведены реформы по усилению гарантий прав собственности. Реорганизация всей здравоохранительной системы будет заключаться в передаче больниц в частную собственность и введении страховой системы медицинского обслуживания. Планируется развитие инфраструктуры страны: строительство новых аэропортов и железнодорожных станций. Налоговая и таможенная база будут переведены в электронный формат. И это лишь малая часть планов... В ближайших планах правительства и реформы в финансовой сфере. Налог на доходы и лиц будет сокращен в течение ближайших пяти лет (а может и в течение 2008 года) с 25% до 15%. Планируется также ряд поправок в налоговый и таможенный кодекс для образования свободной промышленной зоны в порту Поти. У иностранных компаний (имеющих лицензию одной из стран - членов ОЭСР) появится возможность облегченного доступа к торговле на местном рынке ценных бумаг без необходимости открывать филиал в Грузии. Новая инициатива задумана для превращения Грузии в конкурентоспособную страну глобального масштаба.