28.01.2010

Алексей Цветков Доза Достоев­ского

Поиск мнимой гармонии долгие годы отваживал меня от Достоевского в пользу Толстого — в жизни бывают всплески энтузиазма, когда мы пытаемся искать связующие узлы в мире несвязуемого и вносить видимость организации в наши заблуждения. У Достоевского, в отличие от Толстого, не было рефлекса компенсировать каждую катастрофу катарсисом — я понимаю, что это некоторая несправедливость по отношению к последнему, но в качестве сознательного риторического приема она простительна. Князь Андрей в «Войне и мире» умирает долго и красиво. Светлый путь Левина в «Анне Карениной» служит контрапунктом и противовесом темному пути самой Анны.

Достоевский откровенно издевается над нашим художественным ожиданием и вместо композиционно уместного примирения с судьбой преподносит гнусный скандал: на поминках по Мармеладову в «Преступлении и наказании», на строительстве «хрустального дворца» в «Записках из подполья», в финале «Села Степанчикова», где предполагаемый всеобщий примиритель наконец появляется, но вдребезги пьяный.

Заключительная сцена «Идиота», медитация убийцы и безумца над остывающим трупом — развязка калибра «Короля Лира», космический обвал. 

Может быть, как раз такие финалы и бесили Толстого в Шекспире — этот или гора трупов, которой завершается «Гамлет», где заключительная лекция агрессора Фортинбраса — лишь иронический «местодержатель» просветления. Толстому всегда хотелось извлечь урок, предпочтительно утешительный для него самого.