11.04.2017

Алексей Цветков Искусство задавать вопросы

Всего лишь четверть века назад, то есть на памяти большинства ныне здравствующих, студент, сдававший сессию на территории тогдашнего СССР, имел реальный шанс вытянуть на одном из экзаменов билет с набившей оскомину формулой: основной вопрос философии. Никакая специальность от этого не спасала, будь ты хоть транспортный инженер, хоть агроном. Основной вопрос, по мысли составителей этих билетов, заключался в том, что́ в этом мире первично: материя или сознание. Никакими доступными нашему разумению средствами решить его было нельзя — все, как студенты, так и большей частью преподаватели, прекрасно понимали, что это лишь повод для пятиминутной вызубренной ритуальной демагогии: материя первична, сознание вторично, подкрепить цитатами.

Философия у нас в ту пору была одна, марксистско-ленинская, практически «общая теория всего», но даже выжившие ныне марксисты в своих университетских башнях из слоновой кости давно отвернулись от вчерашнего основного вопроса, а реальные направления современной философии занимаются совсем другими проблемами: континентальная — анализом нашего опыта и критикой культуры, аналитическая — разбором метафизических задач, хотя бы с виду допускающих решение.

Есть, однако, категория людей, для которых эта проблема реальна и даже актуальна, — это физики из той отрасли науки, которая занимается фундаментальной структурой вселенной. Не то чтобы они всерьез интересовались марксистской премудростью — некоторые вообще далеки от всякой философии, — но им удобнее полагать, что исследования приближают нас к познанию действительных законов существующего мира. Согласно ненаучным наблюдениям, большинство физиков (хотя далеко не все) в этом смысле материалисты.

И, однако, сомнения не только остаются, но даже возрастают по мере расширения сферы знаний, особенно у тех ученых, которые философии все же не чужды. А увернуться от философии все труднее, потому что иначе не понять, с чем имеешь дело. В эссе, опубликованном на сайте Aeon, Адам Фрэнк, профессор астрономии Рочестерского университета в штате Нью-Йорк, близок к тому, чтобы отправить материализм в окончательную отставку.

Что, собственно, она собой представляет, эта материя? Попробуйте поискать определения в «Гугле» — вас ждет разочарование. Фундаментальная Стэнфордская энциклопедия философии попросту игнорирует это понятие, «Википедия» приводит несколько видов материи, не поясняя, что́ между ними общего, а ее русская версия называет эти подвиды «веществами», что тоже явная семантическая увертка. По счастью, с давних университетских лет в мозг намертво впаяна ленинская формула: «Материя есть объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания и данная нам в ощущениях». Ленин, погибая от скуки в ссылке, возомнил себя философом и даже высокомерно спорил с настоящими философами, но это его определение никуда не годится. Во-первых, независимость от нашего сознания сегодня как раз оспаривается некоторыми из физиков. Во-вторых, в каких это ощущениях нам дан, допустим, электрон? Можно согласиться, что электрон представляет собой неотъемлемую часть атома, из атомов состоит стол, а уж стол-то точно дан нам в ощущениях. Но шаг в сторону — и все исчезает. Например, вакуум в ленинские времена считали полной пустотой, но сегодня мы знаем, что это вакуумная пена, в которой постоянно возникают и взаимно аннигилируют парные частицы. Если это объективная реальность, то кому она дана в ощущениях? Адам Фрэнк разбирается в этих проблемах куда лучше ссыльного большевика, и вот ему как раз ничего не ясно.

В солидно выглядящей твердыне материализма кроется… изрядная трудность. Она столь же проста, сколь и не подвержена отрицанию: после столетних фундаментальных исследований в мире субатомных [частиц] наша лучшая теория поведения материи по-прежнему плохо проясняет, что же такое сама эта материя. Материалисты ссылаются на физику для объяснения сознания, но в современной физике частицы, из которых состоит мозг, во многом остаются такими же загадочными, как и сознание.

Идея материи примерно в том виде, в каком она дошла до нас, принадлежит Аристотелю. Он считал, что все предметы состоят из материи и формы. Слиток бронзы и равная ему по весу статуя состоят из одной и той же материи, но форма у них разная. В микромире, однако, где пропадает разница между бронзой и глиной, эта модель перестает работать. Фрэнк вспоминает, как, будучи студентом, он спросил у профессора, что такое электрон, и получил ответ: электрон — это то, чему мы приписываем свойства электрона. Иными словами, если следовать Аристотелю, электрон состоит исключительно из формы, никакой материи внутри него обнаружить не удастся.

Впрочем, с формой тоже не все обстоит наилучшим образом, и виной тому квантовая теория, согласно которой мы категорически не можем просчитать параметры элементарных частиц и их систем, то есть получить, так сказать, материальный отчет о них и сами эти частицы если не в ощущениях, то по крайней мере опосредованно. В результате таких подсчетов мы получаем не искомые параметры, а так называемую волновую функцию, которая представляет собой полное описание вероятности всех возможных состояний этой системы. Стоит нам выделить один из параметров, как все остальные варианты просто отпадают, а другие параметры становятся принципиально неопределимыми. Это ломает всю нашу картину материального мира, в котором властвуют законы причинности, а не вероятности. Эйнштейна это возмущало — он был уверен, что бог не играет в кости.

С тех пор как квантовая теория была впервые сформулирована, физики не прекращают попыток понять, в чем ее смысл. Одна из основных интерпретаций — так называемая копенгагенская, сформулированная датским физиком Нильсом Бором. Согласно ей, любые разговоры о реальных свойствах частиц бессмысленны, а теория — всего лишь орудие нашего знания, полезное в практике, но никак не описывающее предполагаемый реальный мир. Девиз копенгагенцев — заткнись и считай. В философии такой подход называется инструментализмом: в отличие от реализма (так сегодня часто именуют вчерашний материализм), он не постулирует существование внешнего мира, хотя и не отрицает его, — он просто не об этом.

Интерпретаций существует множество. В последнее время, несмотря на свою неординарность, получила широкую огласку гипотеза множественных вселенных, впервые выдвинутая Хью Эвереттом. Согласно этой гипотезе, закон причины и следствия все же торжествует, и квантовые процессы ему подчиняются. В момент замера и так называемого «коллапса» волновой функции мы имеем дело только с одним из вероятностных исходов процесса, но при этом все другие возможные, сколько бы их ни было, тоже реализуются в мгновенно возникающих смежных вселенных, которых может быть бесконечное множество.

Многие ученые считают такое решение фантастическим и не поддающимся проверке, но альтернативы могут быть еще более радикальными. В качестве примера такой альтернативы, близкой к копенгагенской трактовке, Фрэнк приводит гипотезу американского физика-теоретика Кристофера Фукса, так называемый квантовый байесизм, сокращенно QBism. Фукс считает, что волновая функция описывает не состояние реальной квантовой системы, а субъективное состояние наблюдателя, который меняет свое представление о мире по мере получения данных новых замеров. Сколько наблюдателей, столько и состояний вселенной. Здесь материя не только не первична — о ней просто не идет речь. Эйнштейн оказывается в каком-то смысле прав: не бог играет с миром в кости, а мы — сами с собой.

И однако, несмотря на такое постепенное размывание понятия материи, та или иная разновидность материализма по-прежнему соблазнительна для исследователей сознания, создателей так называемого искусственного интеллекта (AI) и многих философов, обслуживающих эти отрасли. Беда, однако, в том, что, хотя сознание — самая очевидная вещь для каждого из нас, а может быть, и для большинства животных, поскольку оно-то как раз в первую очередь дано нам в ощущениях, методы современной науки наталкиваются при его изучении на еще более непреодолимые трудности, чем в случае материи. У нас нет способа переводить субъективные ощущения в объективные, кроме как с помощью наблюдения за поведением или просвечивания мозга с помощью fMRI, в результате чего субъективный аспект, восприятие мира от первого лица, просто выпадает из этих уравнений за ненадобностью. Один из ведущих сторонников материализма в американской философии, Дэниел Деннет, приятельствующий со многими пионерами AI в Кремниевой долине и как бы обслуживающий их интеллектуальные нужды, утверждает, что сознания в нашем бытовом понимании просто не существует — оно является иллюзией. Не мне одному этот прием кажется парадоксальной уловкой и тупиком: иллюзия всегда требует субъекта, а в данном случае сам субъект объявляется иллюзией, при том же, что эта иллюзия — единственное, что убеждает нас в реальности окружающего мира.

Куда больший парадокс заключается в общей склонности ученых — когнитивистов и нейропсихологов — сводить сознание к материи, делая его, на их взгляд, более понятным, в то время как физики всё больше убеждаются в непонятности самой идеи материи и в ее возможной зависимости от сознания наблюдателя. Это не умаляет в моих глазах успехов как тех, так и других, но похоже, что, когда дело доходит до самых фундаментальных вопросов, мы просто не в состоянии их вразумительно сформулировать, и проблема взаимоотношения материи и сознания — первая в этом ряду. Мы научились выбивать у природы ответы, но не очень понимаем, о чем, собственно, ее спрашиваем. Невольно, и уже в который раз, вспоминаешь фантастическую эпопею Дугласа Адамса, персонажи которой построили небывалой мощности компьютер, который дал бы ультимативный ответ на вопрос жизни, вселенной и всего сущего. Компьютер, проработав 7 с половиной миллионов лет, выдал ответ: 42. И тут заказчики поняли, что самого вопроса они не знают.