29.01.2016

Дмитрий Бутрин Прописи отката

В какой степени коррупция укоренена в российской культуре, какие коррупционные институты воспроизводятся, основываясь на общественных представлениях о допустимости тех или иных практик? Со времен статьи Виктора Полтеровича «Факторы коррупции», написанной в 1998 г., исследователи редко избегают термина «социетальный» для обозначения области, в которой можно обнаружить культурные корни феномена. Благо, что соблазн обнаруживать ее именно в российской, а точнее, в русской культуре очень велик. Список классиков, констатирующих, что общество в России относится к коррупции лояльно, по длине сопоставим разве что с нумерованным списком русских пословиц, спокойно и приязненно описывающих коррупционные взаимоотношения во всей их исторической красе и во всем масштабе.

Существует, правда, большая методологическая проблема. Простых подходов, позволяющих сравнить две культуры по набору параметров и вывести из них типовую склонность или не склонность к коррупции, пока не существует — если такие подходы вообще возможны. В довольно подробном обзоре Тимофея Нестика из РАНХиГС (2005 г.) «Коррупция и культура» упоминаются общеизвестные работы Дэниэла Трейсмана, анализирующего в том числе корреляции между уровнями коррупции и распространенными религиозными системами, а также попытки адаптировать к измерениям коррупции классификацию Гирфа Хофстеда. Кроме этого, а также достаточно описательных глав популярной в России работы Сьюзен Роуз-Аккерман и нескольких туманных абзацев Самуэля Хантингтона, которые в приложении к коррупционным процессам могут толковаться сколь угодно широко, за прошедшее десятилетие тема вроде бы ничем принципиально новым не пополнилась.

Во всяком случае крупных попыток хотя бы как-то описать, как «российская культура», что бы это ни значило, порождает коррупцию в ее специфических российских формах, не предпринималось. Ситуация довольно анекдотична. С одной стороны, всем известно, что коррупция в России — проблема вековая, и публицистические излияния по этому поводу поразят любого иностранца. Непонятно, как вообще может существовать в этих краях хоть какая-то экономика, если, как мы читаем сплошь и рядом, население России живет кражей вот уже целое тысячелетие с перерывом на Батыево нашествие. С другой стороны, сколь-нибудь обсуждаемых предположений о том, что именно в этой самой национальной культуре служит вечному российскому воровству, не приводится никем. Ни патернализм, ни восточное христианство, ни советско-социалистическое наследие, ни тоталитарное прошлое в качестве основного объяснения именно такого типа коррупции, которое описывалось нами в предыдущих текстах этой серии, не годятся — все эти факторы, возможно, и влияют на «национальный коррупционный профиль», но по-разному. Болгарская, украинская, казахская или португальская коррупционные картины выглядят существенно другими в сравнении с российской, остающейся уникальной. Источник же уникальности нам так и неизвестен.

Не вмешиваясь в научную полемику, попробуем сделать некоторые предположения, которые, кажется, могут быть полезными будущим исследователям проблемы. Их два. Первое: при анализе культурных корней российской коррупции следует в первую очередь анализировать современную культуру российского общества, в гораздо меньшей степени и с гораздо большей осторожностью привлекая доступные материалы даже 20-летней давности. Второе: сомнительна статичность ситуации с коррупцией в России, поскольку коррупционные институты достаточно молоды и сами претендуют на формирование социальных норм. Возможно, устоявшихся норм, позволяющих коррупционным сетям регенерировать, в современной российской культуре пока не существует.