01.02.2015

Вадим Новиков Зачем экономисты рассказы­вают истории?

Вадим Новиков: Наш прошлый весенний курс был посвящен разговору про мифы экономики, про типичные ошибки. На этот раз цель нашего разговора другая. Здесь мы на примере различных значимых эпизодов из экономической истории – значимых не обязательно по их величине, а, может быть, по выводам, которые из них можно сделать, – собираемся показать, как боги экономики относятся к тем, кто их слушается и как к тем, кто нет. И все это несмотря на то, что совершенно не всегда нам очевидно, что же от нас хотят боги экономики. Для того, чтобы это сделать, я и следующие за мной лекторы будут рассказывать разного рода экономические истории. Однако здесь важно, наверное, сделать сначала оговорку: мы все, по крайней мере, уж я точно, отдаем себе отчет в том, что экономисты – не лучшие рассказчики экономических историй.
Я прекрасно знаю это по себе из опыта развития той сферы, которой я занимаюсь профессионально, – это антимонопольное регулирование. Самый влиятельный материал в сфере антимонопольного регулирования в России был написан не экономистами, а журналисткой Esquire Полиной Еременко. Два года назад, в 2013 году вышла статья «Случайно встретила я ФАС». В этой статье Полина рассказала о событиях в одном из не самых крупных российских городов. В 2007 году на площади Ленина в Горно-Алтайске вдруг появился батут. Этот батут поставила предпринимательница Евгения Автономова. Батут с солнцем и петухами. Родители обрадовались, потому что в городе на тот момент была только одна детская площадка, и батут принес не только разнообразие, но и радостную для родителей усталость детей: попрыгав, дети легко ложились спать. Цена за то, чтобы попрыгать, установленная Автономовой, — 50 рублей. Она была назначена исходя из простой логики: 50 рублей – это бумажка, которую легко взять и отдать.
Через два года на той же площади Ленина в Горно-Алтайске появился еще один батут. Этот батут поставил индивидуальный предприниматель Иван Кошечкин. Вступив в эту конкурентную борьбу, Иван назначил ту же самую цену, — 50 рублей — но позволил детям прыгать не 20 минут, как у хозяйки первого батута, а сколь угодно долго. Через некоторое время и Автономовой пришлось сделать время прыжков на батуте неограниченным.