10.12.2015

Алексей Цветков Мотивы и предлоги

Не знаю, как сейчас, а в старину, во времена пресловутого застоя, студентам полагалось по окончании весеннего семестра так или иначе отработать часть средств, вложенных в них бережливой родиной, — на практике, в стройотряде или просто осенью на уборочной, уже за счет учебного времени. Справка о состоянии здоровья из поликлиники давала возможность либо вообще уклониться от этого избытка свежего воздуха, либо заменить его менее энергичной гражданской повинностью — например, работой в университетской приемной комиссии.

Именно эта функция и выпала мне в одно памятное лето, и я хорошо помню массу деликатных ходатайств от абитуриентов, имевших целью устранение различных препятствий на пути к поступлению. Некоторые из этих препятствий были очевидными — к примеру, страх перед экзаменом и сопутствующее ему желание заранее ознакомиться если не с вопросами, то хотя бы с повадками преподавателей. Но другие, о которых я до этого только туманно подозревал, теперь стали куда нагляднее: людей, поврежденных в так называемом пятом пункте (в тогдашнем паспорте), то есть, попросту говоря, евреев, беспокоили негласные квоты. Наш факультет не был из числа тех, которые родина в ту пору пыталась сделать Judenfrei, как, например, мехмат, но опасения были совсем не напрасными. И в момент моего контакта с просителями их статус падал до минимума, а мой резко поднимался, пусть и совершенно неоправданно.