08.12.2015

От редакции Не свой срок

Вчера активиста Ильдара Дадина приговорили к трем годам заключения за участие в нескольких несогласованных акциях протеста. Он стал первым в России политическим заключенным, который был осужден по свежей, принятой прошлым летом статье 212.1 Уголовного кодекса. Еще три человека ожидают по ней приговора.

В своем последнем слове Дадин совершенно справедливо заметил, что он не преступник, а жертва нескольких преступлений. Важность этого соображения трудно переоценить. Довольно много преступлений было совершено не только для того, чтобы Ильдар Дадин оказался в тюрьме, но и для того, чтобы в Уголовном кодексе появилась статья 212.1, а в стране сложилась успешная практика борьбы со свободой собраний. Все они остались безнаказанными.

Нынешний созыв парламента получил мандаты на выборах, отмеченных массовыми фальсификациями. Статья 142 Уголовного кодекса запрещает фальсификацию избирательных документов, подделку подписей избирателей, незаконное изготовление бюллетеней — нарушителям грозит до трех лет. Статья 142.1 (до четырех лет) объявляет преступлением, например, составление заведомо неправильных списков избирателей. То, что фальсификации были массовыми, означает, что преступления совершали очень многие люди, скорее всего, тысячи и тысячи.

Чтобы усилия по фальсификации не пропали зря, нужно было совершать и другие, смежные преступления. Препятствовать работе журналистов (статья 144 — до шести лет), превышать должностные полномочия, существенно нарушая «охраняемые законом интересы общества или государства» (статья 286, до десяти лет). Все это тоже совершали живые люди, которые не хотят нести ответственность за содеянное.

После того как новый созыв парламента принял ряд законов, фактически криминализирующих свободу собраний, нужно было еще выстроить необходимые процессы и отладить правоприменительную практику. Это потребовало многочисленных нарушений правовой логики: статья 212.1 предполагает, что за одно и то же правонарушение можно судить дважды, сначала по административной, а потом по уголовной статье. И это снова потребовало нарушать закон. Вот неполный список статей Уголовного кодекса, нарушенных в процессе борьбы со свободой собраний.

Статья 149. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них.

Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (с использованием служебного положения — до четырех лет).

Статья 299. Привлечение заведомо невиновного лица к уголовной ответственности (до пяти лет).

Статья 300. Незаконное освобождение от уголовной ответственности (до семи лет).

Статья 301. Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (до четырех лет, если не наступят тяжелые последствия).

Статья 302. Принуждение к даче показаний (до трех лет, если без применения пыток).

Статья 303. Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности (до четырех лет).

Статья 305. Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (до десяти лет, в случае если жертва лишается свободы).

Статья 306. Заведомо ложный донос (до шести лет, в случае если он соединен «с искусственным созданием доказательств обвинения»).

Этот – без сомнения неполный — список охватывает не только 13 статей Уголовного кодекса, но и тысячи людей, нарушивших их для того, чтобы Ильдар Дадин сел в тюрьму. Он отбывает не свой срок.

В России не нужно проводить люстрацию. В России надо соблюдать имеющиеся законы.