03.12.2015

Алексей Цветков Право обижать

Вудро Вильсон, 28-й президент Соединенных Штатов, известен во всем мире как один из самых убежденных и принципиальных борцов с колониализмом — именно он способствовал возникновению новых независимых государств в Европе после Первой мировой войны. Менее широко известно, что он был ярым расистом и во времена своего президентства пытался добиться расовой ресегрегации в американской столице.

До того как избиратели выписали Вильсону путевку в Белый дом, он был президентом Принстонского университета, одного из самых старых и престижных в США. В американских университетах принято присваивать учебным и жилым корпусам имена богатых спонсоров и именитых представителей прошлых администраций, и Принстон не единожды увековечил таким образом имя Вильсона. Нынешней осенью студенты афроамериканского происхождения и другие, разделяющие их возмущение, провели на кампусе ряд акций протеста с требованием ликвидировать эти напоминания о позорном прошлом. Администрация, поддержанная губернатором штата Нью-Джерси, пока что не пошла на уступки. Мэр Нью-Йорка Билл Ди Блазио, напротив, поддержал протесты, в которых принял участие и его сын Данте, студент Принстона.

Принстон — не единственный университет, охваченный сегодня волнениями. Недавно протесты прошли в Университете Миссури в городе Колумбия в связи с рядом расистских инцидентов на кампусе. Студентам удалось добиться отставки президента и канцлера университета, которые, по мнению их критиков, не приняли достаточных мер для борьбы с расизмом. А студенты виргинского Колледжа Вильгельма и Марии заглянули еще дальше в прошлое, чем принстонцы: они требуют, чтобы с кампуса убрали статую одного из самых известных отцов-основателей США Томаса Джефферсона на том основании, что он был рабовладельцем и сожительствовал с собственной рабыней — поступок, который сегодняшние студенты приравнивают к изнасилованию.

Можно сочувствовать представителям меньшинств, которые по сей день испытывают заметные неудобства в ведущих университетах страны, можно критически оценивать методы их борьбы. Но центральный инцидент, вызывающий у многих серьезную тревогу за судьбу высшего образования в США, имел место в Йельском университете в штате Коннектикут, и считать его на сегодняшний день разрешившимся явно преждевременно.