01.12.2015

Дмитрий Бутрин Последний кадр

Сегодня хоронят кинорежиссера Эльдара Рязанова, и к этому мне сложно никак не относиться. Я где-то даже завидую людям, лишенным привязанности к той среде, в которой фильмы Рязанова растворены, — особенно, когда это естественное свойство, а не продукт интеллектуального усилия. Зависть моя распространяется на общественные группы, которым не принято завидовать, — этот кинематограф от природы не годится большим семьям, знакомым с настоящей, вековой и исторической наследуемой бедностью; он неинтересен и, возможно, совсем непонятен цыганам, лагерным заключенным, цирковым артистам, филологам-классикам, равно как и провинциальной шпане; в общем, всем тем, кто во времена Рязанова был на периферии общества и его изгоями, неинтегрируемой и чужеродной частью. Они независимы от этого, прочие, в их числе и я, — зависимы.

Странно знать, что с кинематографистом Рязановым в современной России знакомы уже не все. Для меня Рязанов начинался в кинотеатре. Медленнее всего в те годы, в 80-е, течение времени было в недалекой от Москвы провинции, и в основе моего детского быта сохранялось множество вещей и явлений из ранних 70-х годов. Кинотеатр был из этого списка, телевизионный аппарат — все еще новшеством, пусть и общераспространенным. Для моих ровесников кино — цветное и с глубоким, бархатным звучанием, возможным лишь в полной темноте, а телевидение навсегда останется монохромным паллиативом с плоским звуком. С фильмами Рязанова я впервые знакомился в кино, как, видимо, и некогда арифметическое большинство советских граждан, слава богу, сейчас силой вещей превращающихся в арифметическое меньшинство. Задачей традиционной предновогодней телетрансляции любого рязановского фильма для нас является производство воспоминаний об увиденном тогда на широком экране.

Странно писать поминальную, практически не говоря ни о творческом пути покойного, ни о его основных работах, ни об эпохе, которую вроде бы все сегодня хоронят вместе с режиссером на Новодевичьем. Но я собираюсь поступить именно так: лучше говорить о времени, в котором происходят похороны, и о тех, кто хоронит.