17.09.2015

Алексей Цветков Порицание кротости

Тот факт, что окружные клерки штата Кентукки, вступая в свою выборную должность, присягают в том, что они не применяли смертоносного оружия в дуэли на территории штата и не выступали в такой дуэли в качестве секундантов, — исторический курьез, не имеющий отношения к тому, что я намерен здесь сказать. А вот их обещание соблюдать Конституцию США имеет к этому самое прямое отношение. Эта Конституция, в частности, предписывает отделение церкви от государства.

Трудно сказать, что именно (помимо веры, которую я не оспариваю) двигало клерком округа Роуан Ким Дейвис, когда она наотрез отказалась регистрировать однополые браки в нарушение постановления Верховного суда США. Вполне возможно, хотя и маловероятно, что это было непонимание Конституции и того факта, что Верховный суд является органом, учрежденным самой Конституцией для ее авторитетного толкования, имеющего силу федерального закона. С другой стороны, ее могла соблазнить идея легкого мученического венца на пять минут: дни, проведенные в окружной тюрьме по обвинению в пренебрежении постановлением суда, сделали ее героиней в кругу единомышленников.

Прежде, чем углубиться в тему, объясню, в чем собственно заключаются обязанности такого клерка. Эта должность — почти точный эквивалент работника загса в России, только на нее избирают, а не назначают. Она не имеет никакой религиозной функции и не подразумевает совершения таинства, такой клерк всего лишь должен своей подписью и печатью удостоверить, что лица, заключающие брачный союз, соответствуют требованиям законов штата, то есть, к примеру, достигли соответствующего возраста или что прежний такой союз, в котором они состояли, расторгнут в предписанном порядке. А поскольку федеральные законы, не говоря уже о Конституции, имеют приоритет над законами штата, однополые кандидаты теперь не могут быть отвергнуты. Такими же правами в США обладают священники и пасторы любых религиозных конфессий, но их-то решение Верховного суда как раз не обязывает нарушать предписания религии. У Дейвис было два способа соблюсти закон: либо прямо его выполнить, либо, если она полагала, что это чревато конфликтом для ее совести, сложить с себя выборные полномочия и предоставить своим помощникам, не имеющим таких возражений, регистрировать законные браки. Вместо этого она бросила прямой вызов Конституции.