30.07.2015

Алексей Цветков К вопросу о конце света

Не так давно одна сверхновая звезда российской журналистики обратила наше внимание на то, что «простые ребята» сегодня «мечтают о сингулярности». Ну, мы, разумеется, похихикали, но тут ведь есть и серьезный аспект: это в какие же хтонические глубины успели проникнуть современные мифы и мемы. Ведь сунься, допустим, к этим ребятам с какой-нибудь волновой функцией, и моментально выдашь свое докембрийское происхождение.

Сингулярность, о которой идет речь, независимо от фактического наполнения этого термина (о скудости которого я уже писал), исполняет обязанности передвижной идеальной цели, в направлении которой движется сейчас наша история. В эпоху моей собственной юности простые ребята мечтали о коммунизме, дату наступления которого нам объявляли в программных документах.

Вот только коммунизм был непорочным сиянием без единого пятна, а на сингулярности они есть, как нас предупреждают то Стивен Хокинг, то Билл Гейтс, — и это опасность угона цивилизации искусственным интеллектом.

Следует заметить, что ни Хокинг, ни Гейтс не располагают в этом вопросе компетенцией, которая заметно отличала бы их от нас с вами. Идея сингулярности — возникновения искусственного сознания, имеющего собственные и, может быть, отличные от наших интересы, — основана на так называемом «законе Мура», согласно которому количество транзисторов на фиксированном участке электронного чипа удваивается примерно каждые два года: таким образом мощность компьютеров экспоненциально возрастает и при таком расчете в ближайшие годы превысит мощность человеческого мозга. На самом деле закон Мура примерно того же свойства, что закон о выплате зарплаты: из того, что мы получаем ее ежемесячно, бессмысленно делать вывод, что так будет всегда, — завтра нам объявят об увольнении, и выплаты прекратятся. Похоже, что именно так дело и обстоит: за последние два года никакого удвоения не наблюдалось, пресловутый закон уперся в неумолимую структуру материи.