16.07.2015

Алексей Цветков Русская правда и неправда

Если завтра Государственная Дума РФ примет закон, обязующий всех носить рубашки наизнанку, или, чего мы больше всего боимся, категорически запретит электорату ковырять в носу, население, возможно, и удивится, но не сильно и ненадолго: оно привыкло. Разве что лениво отреагируют дежурные остряки в социальных сетях, а народ будет жить как жил – рубашки, положим, вывернут, труд невелик, а в носу как ковыряли, так и будут ковырять: тюрьмы и лагеря не резиновые, а налоги кто-то платить должен.

Такое охотнорядское законотворчество подмывает отнести к категории карго-культа, но, во-первых, эта шутка, к которой и я не брезговал прибегать, износилась до тавтологии, а во-вторых, это было бы просто неверно. Пусть и на свой пародийный лад, дума работает в русле многовековой отечественной традиции, и к этой традиции следует обратиться в поисках объяснений.

Надо сказать, что отечественное законотворчество, если начинать с Киевской Руси, было довольно скудным в сравнении с другими государственными традициями. 

На протяжении столетий главным действующим кодексом была так называемая «Русская правда».

Впервые составленная при Ярославе Мудром, она дошла до нас в разных списках и редакциях и играла, судя по всему, роль действующего законодательства вплоть до появления так называемых «Судебников», а может быть, судя по позднейшим спискам, и какое-то время после. В ней бросается в глаза тот факт, что власть, в каком бы виде она в те времена ни существовала, принимала минимальное участие в приведении законов в исполнение — истцу и ответчику большей частью приходилось разбираться самостоятельно, а закон лишь устанавливал степени ответственности и размеры компенсаций. С появлением «Судебников», первый из которых относится к московскому княжению Ивана III (1497 год), а последний — к царствованию Лжедмитрия I (1606 год), интерес власти к законотворчеству и правоприменению заметно повышается, но с очевидной целью: уединообразить и увеличить поборы в пользу растущего контингента штатных исполнителей (дьяков) и наместников с воеводами, посаженных на кормление.