11.06.2015

Алексей Цветков Фанатик юстиции

Чем отличается человеческое общество от толпы, так называемого первобытного стада, постулированного еще Фридрихом Энгельсом, но, судя по всему, никакой антропологией не засвидетельствованного и возможного лишь теоретически, как эталон для сравнения? Даже охота на мамонта подразумевает известную организацию и точки сгущения авторитета — то, что мы сегодня именуем институтами и традициями. Таковые существовали на протяжении всей истории человечества, хотя не везде функционировали одинаково эффективно и гармонично. Их эволюция представляет единственно возможную разновидность прогресса — осторожного, неуверенного и сбивчивого.

За примерами сбоев, увы, ходить далеко не приходится: достаточно оглянуться на минувшее столетие, еще живое в памяти очевидцев. Иногда это почти полный коллапс — таким обернулась в России серия катаклизмов, спровоцированных Первой мировой войной, — и тогда на месте запустения воздвигаются, наскоро смонтированные дилетантами, новые социальные устои с прилагаемой теоретической базой и неизбежными механизмами массового принуждения. Но гораздо чаще коллапс бывает частичным, и некоторое время новые институты сосуществуют со старыми, как правило вступая с ними в конфликт. 

Такая ситуация, судя по всему, сложилась в нацистском Третьем рейхе.

Профессор философии Венского университета Херлинде Пауэр-Штудер описывает любопытную историю судьи Конрада Моргена, волею судеб оказавшегося в фокусе такого конфликта. Морген был офицером СС, и в его юридическую компетенцию входило расследование преступлений, совершенных эсэсовцами, в специально учрежденной для этой цели системе судопроизводства. Он первым стал возбуждать уголовные дела против комендантов нацистских концлагерей — не в связи с осуществлявшимися там массовыми убийствами, потому что, как он сам показал на допросах после войны, эти убийства в период нацизма стали фактически легальными, а по обвинениям в более традиционных преступлениях.