15.05.2015

Василий Гатов Интернет: среда, агрессия, человек

Споры о том, является ли Интернет (в данном случае именно с большой буквы) важнейшим двигателем прогресса человечества или крупнейшим препятствием для такого движения, постоянно вспыхивают среди философов, технологических аналитиков и, в особенности, журналистов. Текст Ильи Клишина, опубликованный недавно на Colta.ru, — очень показательный пример интернет-пессимизма. Илья, прошедший большой путь от сетевого активиста до редактора уважаемого мультимедийного СМИ, проецирует современную нам сетевую реальность на эпоху перехода от Римской империи к «темным векам» и предрекает наступление чего-то вроде последних — прежде всего, по вине интернета и вообще «горизонтальных технологий», которые дали всем и каждому право авторства в нагрузку к смартфону, уже недорогому и стремительно дешевеющему. «Варварскими» у Ильи оказываются не столько конкретные политические силы, сколько само устройство сети, ее принципы и логика, — и, конечно, допущенное к созданию контента «большинство». Расширение доступа Илья (как и многие интернет-пессимисты) воспринимает как разрушение традиционных просвещенческих моделей (в том числе модели вещания), пирамиды Маслоу и других «вертикальных» скреп, предположительно обеспечивших расцвет современной цивилизации.

Скептицизм в отношении сети — не новость. Раньше, впрочем, он был исключительно компонентом консервативного дискурса и основывался на традиционных опасениях относительно вообще всего нового. Нормальный консерватор — будь то религиозный или просто склонный ориентироваться на прошлое, на «Золотой Век» того или иного общества, — склонен максимально оттягивать и затруднять массовое внедрение инноваций прежде всего потому, что они противоречивы. Для консерватора почти все новое обладает скорее потенциалом разрушения, нежели созидания, — даже если никакой интенции к разрушению та или иная технология (продукт, услуга) не подразумевает и не обнаруживает.

Однако сетевой скептицизм является также и компонентом либерального политического дискурса. Как правило, такое отношение оказывается следствием эволюции личных взглядов того или иного публичного персонажа: от радости и романтизации к трезвому скепсису. Например, Дуглас Рашкофф, автор Cyberia и Media Virus, культовых текстов эпохи хакерской революции, прошел путь от воспевания интернета как прообраза новой утопии к глубокому пессимизму в отношении сети и ее воздействия на общество (Present Shock). Тим О’Рейли — один из крупнейших философов и деятелей интернета, автор термина Web 2.0 — сегодня больше говорит в своих выступлениях о тех рисках, которые приходят вместе с сетевыми технологиями, особенно в области «совмещения» этих технологий с человеческим разумом (или даже замещением последнего «Сетью»).