13.05.2015

Алексей Цветков Арифметика счастья

Несколько лет назад в русском секторе «Живого журнала» завязалась обширная дискуссия о моральной позиции американки Джулии Уайз и ее мужа, которые приняли решение жертвовать большую часть своих не таких уж обширных по здешним меркам доходов в пользу тех, кто нуждается гораздо сильнее, чем они. Я сам тогда, как легко увидеть, принял в ней активное участие, но ссылок на собственный блог, где мои аргументы изложены подробно, давать не буду — они с тех пор сильно изменились, хотя вектор остался прежним.

Джулия Уайз — последовательница учения австралийца Питера Сингера, по общему признанию одного из виднейших ныне здравствующих моральных философов. В свое время на меня произвела сильное впечатление его книга «Освобождение животных», в которой он остро поставил вопрос о том, что животные должны быть включены в наш нравственный горизонт — если не как агенты, то как объекты, и не из сентиментальности, а в соответствии с требованиями рассудка и логики. 

Сегодня эти идеи из радикальных стали почти общепринятыми, хотя и не обязательно бесспорными, они включены в стандартные курсы университетских лекций по этике. 

Но учение Сингера этим не исчерпывается. Свою всеобъемлющую доктрину он именует «эффективный альтруизм», она состоит в том, что обездоленных и несчастных в мире так много, что мы должны жертвовать в их пользу практически всем за пределами самого необходимого для жизни. Джулия Уайз и ее муж именно такого правила и придерживаются, почему Сингер и упоминает их в своей новой книге «Столько добра, сколько ты сможешь сделать». И их подвиги — далеко не самый поразительный из приводимых примеров. Некто Зелл Кравински, заработавший немалые миллионы на торговле недвижимостью, раздал все свое состояние, а затем, придя к выводу, что слишком мало сделал для всеобщего блага, еще и пожертвовал почкой ради незнакомца.