14.04.2015

Остап Кармоди Третья республика. Три ошибки

Пролог

На InLiberty объявлен конкурс эссе «Шестнадцатая республика». Участникам предлагается представить себе, что в СССР была шестнадцатая республика, у которой, несмотря на отсутствие природных ресурсов и других очевидных преимуществ, после распада Советского Союза все получилось. Нужно описать, как именно и почему она достигла успеха.

На самом деле шестнадцатая республика у СССР была. Называлась она Карело-Финская ССР и существовала с 1940 по 1956 годы. Создали ее, объединив Карельскую АССР и Финскую Демократическую Республику, образованную на территориях, захваченных СССР у Финляндии. Создали, как многие считают, «на вырост», в надежде на будущую оккупацию и включение в состав СССР всей Финляндии или, по крайней мере, значительной ее части. Когда стало окончательно ясно, что этого не случится, из названия республики убрали слово «финская» и снова понизили ее в статусе до автономной.

Так что вот она, шестнадцатая республика СССР, добившаяся процветания: Финляндия.

Описывать, как и почему у нее все получилось, я не стану — об этом и так довольно много написано, есть даже целая книга The Road to Prosperity: An Economic History of Finland. А я хотел бы попробовать описать другую республику. Не шестнадцатую, а третью. Третью российскую республику, если считать первой ту, что существовала в России в 1917 году, а второй — ту, которая существует с начала 90-х и по сей день (правда, последние 7–10 лет скорее формально). Россию, которая, несмотря на наличие богатых природных ресурсов, все же станет свободной, богатой и успешной страной. Как и почему она может достигнуть успеха? Что необходимо для того, чтобы это произошло? Нынешний режим не вечен, и рано или поздно эти вопросы все равно придется обсуждать. По-моему, лучше начать пораньше, чтобы не лепить новые конституции в спешке — что называется, «из дерьма и палок», — как это случилось в 1993-м.

Сразу оговорюсь — я почти не верю в то, что «Россия обязательно возродится», тем более, что и возрождаться ей особо некуда — свободной и богатой она никогда не была. В мире очень мало действительно успешных стран, и за пару последних столетий их количество почти не изменилось. 85% населения планеты живет в странах бедных и/или несвободных, как жили их деды и прадеды и как, вероятно, будут жить их правнуки.

Хуже того, я считаю, что в бедах россиян виноваты не Путин и его клика, а они сами. Та самая русская ментальность. Признаваться в этом сейчас очень не модно, но я думаю, что нынешнее поколение россиян (так же, как и, скажем, аргентинцев, индонезийцев или египтян), скорее всего, не в состоянии построить нормальное общество. Дело, конечно, не в генетике — я не верю, что большевики «уничтожили российский генофонд». Даже если бы в этом и была доля правды, в 140-миллионной популяции наверняка такая вариативность генов, что при благоприятных условиях генофонд может восстановиться в наилучшем виде за одно-два поколения. Проблема не в наследственности, а в том, что жизнь в России (и подавляющем большинстве стран мира) устроена как система с положительной обратной связью, то есть система, которая не корректирует, а поощряет ошибки. Порочный круг. Общество наказывает тех, кто работает и отстаивает собственное мнение, и награждает воров и приспособленцев. Не удивительно, что таких с каждым годом становится все больше. Подобный же механизм приводит к формированию алкогольной или наркотической зависимости. В этой институциональной ловушке Россия сидит очень давно и очень глубоко. Можно ли что-то с этим сделать? Теоретически — да. Чтобы избавить человека от пагубной привычки его отрывают от привычной среды и помещают в другую, стимулирующую самостоятельность и ответственность. Но этот метод имеет свои ограничения. Не переселишь же 140 миллионов человек в Германию или США. А если и переселишь, еще неизвестно кто кого сборет.