26.02.2015

Алексей Цветков Спор об уни­версалиях

Один из самых старинных и испытанных приемов военной пропаганды — презрительный образ врага, которого нам представляют как скопище обезумевших, неуклюжих и трусливых болванов, чтобы таким образом убедить нас в неизбежности нашей победы. У этого приема нет изобретателя, он существует испокон веков и применяется стихийно каждой из враждующих сторон, но государство научилось использовать его в своих целях: оно охотно подхватывает инициативы такого рода и использует их в собственных средствах наглядной агитации с целью дегуманизации противника и облегчения задачи его истребления. 

Искра ксенофобии, теплящаяся, увы, в любом из нас, без труда поддается разжиганию в условиях конфликта.

За примерами ходить далеко не приходится. Россияне прозвали немцев «фрицами» еще в годы Первой Мировой, и этот ярлык пригодился в последующей войне, американцы, со своей стороны, обзывали их krauts, а японцев — japs, в таком виде они куда меньше ассоциируются с высокой немецкой культурой или самурайскими доблестями. Россияне, кстати, менее наслышанные о доблестях, прозвали всех японцев именно самураями, лишив этот титул и тени героизма. И каких только прозвищ они не изобретают сегодня для украинцев.

Этот метод, однако, становится все менее пригодным для сегодняшних полиэтнических и многоконфессиональных обществ, когда практически у любого противника может оказаться пресловутая «пятая колонна» в наших собственных рядах. Отсюда — желание отмежеваться, объявить «внутреннего врага» неаутентичным представителем своей группы, в отличие от аутентичных и миролюбивых «наших». Так, например, русские, выступающие в защиту Украины — неправильные, агенты «вашингтонского обкома» или вообще евреи.