22.10.2014

Алексей Цветков К проблеме Люцифера Константи­новича

4 ноября я отправлюсь в помещение школы в двух кварталах от моего дома, где у нас обычно располагается избирательный участок, и приму участие в очередных выборах. Мне предстоит голосовать за кандидатов разных уровней, городского, штатного и федерального, и хотя все это люди довольно разные, для меня они обладают (и всегда будут обладать) одной из двух общих характеристик: либо они мне во многом неприятны, либо я их на дух не переношу. Добро пожаловать в либеральную демократию представительного типа.

Почему так происходит, легко понять из многоэтажной структуры выборов в любой крупной современной представительной демократии — там, где они, как в США, проходят не по партийным спискам, а по индивидуальным кандидатурам. Теоретически не исключено, что в начале процесса на сцене может появиться кандидат с мнениями, вполне созвучными моим. Но у меня этих мнений слишком много, а у кандидата много избирателей с мнениями, отличными от моих, и то, что для меня имеет первостепенную важность, для большинства может оказаться маргинальным или просто неприемлемым. Любой успешный кандидат подобен губке, он в ходе кампании впитывает в себя мнения, которых в начале ее не имел, а чересчур принципиальные выходят из игры уже на первом витке. 

На выходе остаются продукты сложного компромисса, в результате чего мы получаем право выбора, с нашей принципиальной точки зрения, между плохим и очень плохим. 

В итоге я все же вынужден идти и голосовать, чтобы очень плохое не победило.

А теперь перенесемся в другое полушарие. Алексей Навальный, находящийся под домашним арестом, недавно дал интервью радиостанции «Эхо Москвы», вызвавшее множество нареканий в украинской прессе и блогосфере, а также среди той, увы, немногочисленной части российской аудитории, которая полагает поведение России в отношении Украины в течение последнего года неприкрытой и ничем не оправданной агрессией — эти взгляды я полностью разделяю, а вот с нареканиями не согласен. Раздражение вызвал в первую очередь один пункт интервью, где Навальный говорит о Крыме: «Я считаю, что, несмотря на то, что Крым был захвачен с вопиющим нарушением всех международных норм, тем не менее реалии таковы, что Крым сейчас является частью РФ. И давайте не будем обманывать себя. И украинцам я сильно советую тоже не обманывать себя. Он останется частью России и больше никогда в обозримом будущем не станет частью Украины».